Когда мы говорим, что подростковый возраст связан с пиком неустойчивости самооценки и зависимости от мнения окружающих - это так. И в тоже время - посмотрите на самих себя.
Формирование уверенного поведения и устойчивой адекватной самооценки, как процесс, порой затягивается на всю жизнь.
Так что, уважаемые взрослые, читаем про подростков и параллельно проверяем себя.
ПРИЕМ 1. САМОКОНТРОЛЬ
Подросток , как известно, уже не маленький ребенок, но ещё и не сформированная взрослая личность. Откуда и многие проблемы и острые углы.
Но! Есть свои невероятные плюсы. И если взрослые могут умело эти плюсы пустить в позитивное русло, то многие вопросы будут решаться сами собой. На помощь учителю приходит принцип делегирования и переноса контроля над некоторыми моментами в обучении на ученика при соблюдении ещё одного важного принципа - сотрудничества.
С предварительной работой над собой и принятии уважительного отношения к подростку, авансируя и поддерживая его на пути становления, можно предоставить ему самому, например, оценить свою работу или выбрать перечень заданий по предмету. Как индивидуальное планирование.
Вы скажите, что он тогда поставит себе везде пятерки или выберет самые лёгкие задания)?
Читаем выше - предварительная подготовка и индивидуальный подход позволит поднять ребенка на взрослую позицию , в том числе, в отношении адекватной самооценки.
А правильное позиционирование поможет серьезнее отнестись даже к такому простому заданию.
"Давай вместе разработаем твои задания по предмету... У нас есть общая программа, и я вижу, что есть конкретные темы, которые тебе могут быть интересны исходя из твоих способностей.... Ты здорово рисуешь, выступаешь, умеешь чётко говорить, хорошо рассуждаешь,... Если ты возьмёшь на себя ответственность и ... проведешь сам урок, создашь презентацию по сложной теме..."
Учителя сами прекрасно знают эти приемы.
Самоконтроль в данном случае будет играть большую роль в общем становлении личности ребёнка, повышения его самооценки и взаимоотношений между учителем и учеником.
ПРИЕМ 2. УХОД ОТ СРАВНЕНИЯ.
Важно всегда понимать для чего и как оценивать работу конкретного ученика, сравнивая ее с другими.
Во-первых, это уже, как минимум, неприлично в современном обществе и бесполезно. Уже все знают, что сравнивать логично и продуктивно результаты СВОЕЙ предыдущей деятельности и дальнейшей.
Другими словами - поощрять личные рекорды ученика - это не просто прием, а заложение программы на всю жизнь: " я сравниваю свои достижения!" А "мои ошибки - это опыт".
Если в детстве ученик научится воспринимать ошибки не как "стоп-кран" и бессилие, а как "пробу пера", "реальные действия", которые можно корректировать и изменять, идя к лучшему результату, то и энергия достижения этого лучшего результата будет заложена на всю жизнь как норма.
Тогда перфекционизм, как страх ошибки, будет уже не как вариант "я не буду этим заниматься , т.к. у меня точно не получится сделать на 5 с +". А как здоровое внутреннее соревнование с самим собой в удовольствие достижения лучшего результата ДЛЯ САМОГО СЕБЯ!!!
ПРИЕМ 3. СТАВИТЬ ЧЕТКИЕ ЦЕЛИ
Любому человеку в любом возрасте проще достигать результата, если понятна цель деятельности.
Четкие цели, которые ставит учитель, структурирование общего развития ученика или конкретные понятные предметные цели с получением системы бонусов, баллов, положительных оценок.
Планирование своей деятельности, переход от целей и задач к конкретике этапов исполнения - даже через небольшие задания - является прекрасной проработкой дальнейших навыков структурирования жизни в целом.
ПРИЕМ 4. ПООЩРЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Вспомните, когда возникает "лес рук", если учитель даёт творческое задание или задаёт вопрос по понятной интересной теме?
Да, конечно, чаще всего это начальная школа. А потом дети становятся "тише"). Риск неправильно ответить и сесть с позором за парту обратно уже усвоен ими прекрасно.
Риск как качество личности, инициатива - все это становится очень индивидуальным посылом ученика. Живая энергия "хочу", "интересно", "я сам" становится избирательной.
И хорошо, если человек, вырастая, не растерял ее вовсе.
Как развить инициативу у ученика?
Все те же честные ответы самому себе:
- готов ли учитель к настоящему живому диалогу?
- способен ли удерживать во внимании одновременно несколько разных точек зрения?
- умеет ли делегировать во время урока часть заданий самому ребенку с обратной связью и оценкой своей работы?
- не боится ли сбиться с четкого ведения урока по программе на необычную подачу материала, которая, тем не менее, может сыграть положительную роль в восприятии этого самого материала?
- и многие другие вопросы.
Подытожив тему, хочется заметить, что если сам учитель точно решит формировать эту самую уверенность в поведении ученика - готов ли он дальше будет встретиться с этим уверенным учеником)?
А этот вопрос не является страшным и неудобным, если сам учитель работает над своей уверенностью с себе!
Всем продуктивности)!