Найти тему
Феликс Май

Джокер как способ познания реальности

Оглавление

В воскресение наконец-то сходил с друзьями на "Джокера". Вышел из кинотеатра приятно ошарашенный, принялся делиться восторгами с попутчиками, но меня не особо поняли. Фильм им в целом понравился, но ожидали большего или другого. Уже три дня со всеми подряд обсуждаю картину. Мнения варьируются от "распиаренная, несусветная муть", проходит через "хороший фильм, но слишком мало действия и слишком много зауми" и доходит до "гениальный фильм".

Я считаю его гениальным. Мне нравится в нем почти все: сюжет, съемки, великолепная игра актера, музыка, танцы, атмосфера. Но прежде всего меня зацепила глубина фильма, он словно оголяет некоторые скрытые или замаскированные грани современного общества и человеческой души. Бывают книги и фильмы, которые приносят удовольствие, о них с радостью вспоминаешь, иногда охотно перечитываешь и пересматриваешь, но они ничего не меняют внутри.

А вот "Джокер" словно сдвинул во мне что-то, заставил больше думать не о самом фильме и его смысле, а об окружающей меня действительности, не о задумках режиссера, а о себе и людях. Тем и ценны подобные произведения, они подталкивают к размышлениям на важные темы, о которых мозг часто забывает, зарывшись в бытовые проблемы и мелкие мыслишки. За два дня я надумал аж пять граней бытия, которые обнажает фильм.

Жесткая сатира

"Джокер" – это отражение современного мира, с его несправедливым устройством и огромной пропастью между людьми. Богатые сходят с ума от роскоши и достатка, бедные не в силах вырваться из нужды. Богатые с омерзением и превосходством смотрят на бедных, бедные с завистью и злобой – на богатых и пытаются по головам себе подобным пробиться наверх.

Высшие слои надежно защищены от насилия полицией и законами. Поэтому внизу накопленная злость выливается друг на друга. Социальные противоречия растут, во что оно может вылиться, показано в конце фильма. Но его создатели постелили солому, перенеся действие в какие-то давние времена, и всегда могут сказать, что это вымышленный Готэм, поэтому, надеюсь, без проблем получат Оскар.

Сделай счастливое лицо

Это лозунг современного общества потребления и социальных сетей. Даже если тебе плохо, улыбайся. Если не можешь добиться успеха, хотя бы изобрази его. Странички соцсетей пестрят улыбающимися лицами, фотографиями из путешествий, ресторанов, магазинов. И неважно, что человек тщательно выбирает из сотен снимков лучшие, чтобы создавать свой счастливый образ.

-2

Быть тоскливым и раздраженным неправильно и немодно, даже асоциально. Если у тебя депрессия – лечись, если у тебя проблемы – решай их тихо, если тебе совсем плохо – забейся в угол и не расстраивай других. Нервный, пугающий смех Джокера и его грим словно попытка соответствовать этой коллективной установке. Но такие средства не работают, он все равно остается больным, одиноким, раздавленным человеком.

Глина сознания

В очередной раз поразился насколько податливое человеческое сознание. Слушаю людей, читаю отзывы о фильме, и постоянно встречаю лестные оценки Джокера. Ему симпатизируют, его выгораживают и защищают, он почти герой. Но ведь всем известный Джокер из комиксов – это безжалостный социопат, массовый убийца, который не смотрит на возраст и пол своих жертв, он испытывает наслаждение от зверств и злодейств.

Причем авторы фильма даже не пытаются изобразить его в позитивных тонах, они просто меняют ракурс восприятия, переносят акцент на среду, которая создала злодея, вызывают к одинокому, больному человеку жалость. И вуаля! Джокер из маньяка-убийцы становится чуть ли не пострадавшим. Вот так бы и Гитлера историки и СМИ сделали добрым освободителем и гением, если бы нацисты победили во Второй Мировой.

Дефицит эмпатии

Сегодня в обществе царствуют индивидуализм и личная выгода. Главный герой готов на всё ради человеческого тепла, понимания и эмпатии людей. Он ест горстями таблетки, смиренно сносит насмешки и грубость, пытается быть нормальным. Но он ненормальный и странный, и окружающие относятся к нему агрессивно и отчужденно.

-3

Он изгой, обреченный на одиночество и презрение. Как тут не впасть в отчаяние и злобу? Так рождаются чудовища. Лишь два человека относились к Джокеру хорошо: социальный работник, которая вела с ним беседы о его состоянии, и коллега-карлик, который в последствии спас себе добрыми поступками и эмпатией жизнь.

Толерантность на грани лицемерия

Возможно, я надумываю эту проблему, но во многих фильмах замечал, что злодеев негров почти не осталось. Чернокожие актеры играют либо нейтральные, либо положительные роли. "Джокер" не исключение. На отрицательного персонажа похожа лишь одна негритянка, накричавшая в автобусе на героя, когда он лишь хотел рассмешить ее дочку. Но это нормальное поведение для матери, ограждающей ребенка от общения с очень странным пассажиром.

В американской культуре в ходу сверх осторожное отношение к чернокожим. Словно тяжелое национальное чувство вины белых людей за притеснение негров доводит политкорректность до абсурда. Слышал мнение, что сейчас в США вольнее всего живется неграм и сексменьшинствам, они могут открыто говорить, что угодно, и не будут осуждены, потому что надежно защищены общественным мнением, не допускающим даже намека на дискриминацию негров и геев.