Сложно написать универсальную инструкцию по тому, как вести себя на рынке аренды арендатору малой площади. В первую очередь потому, что каждая ситуация уникальна. При профессиональном подходе можно найти множество решений – нужно только четко понимать цели, которые перед собой ставит бизнес арендатора.
Арендатор малых площадей
Кто такой малый арендатор, и что он значит для собственника? Можем ли мы дать определение по метражу или бюджету, учитывать ли локацию? Здесь не хотелось бы ставить однозначные рамки. Так, 150 метров аренды где-нибудь на Знаменке, это совсем не то же самое, что 300 метров за ТТК – и по бюджету, и по специфике.
С позиции арендодателя
Зачастую собственники офисных зданий А-класса не хотят сдавать помещения в мелкую нарезку, потому что мелкие арендаторы могут быть менее стабильны. Сотрудничество с компанией, арендующей малую площадь, может означать меньшую стабильность бизнеса по сравнению со сложившимися крупными брендами, что может повлечь перебои с платежами. Соответственно, и собственник может получать платежи по аренде сегодня и оказаться в ситуации, когда этого не происходит – завтра.
Если арендатор внезапно перестаёт платить аренду (случай не редкий для московского рынка), то, как правило, ещё месяц уходит на отправку уведомлений – таким образом, собственник не получает платежи уже за 2 месяца. Если собственник платил консультанту за подбор арендатора, это сумма за ещё 1 месяц. Дополнительные трудности возникнут, когда такой арендатор съедет: собственнику придётся искать нового, что, в свою очередь, повлечет определённые издержки.
Конечно, компания может быть высокопрофессиональной и стабильной, и при этом арендовать малые площади потому, что их модель бизнеса не требует большого количества сотрудников. Такие случаи тоже есть, и для профессионального собственника подобные малые арендаторы будут представлять интерес.
Есть собственники, которые непосредственно специализируется на некрупных объемах сдаваемых в аренду площадей, но у них немного отличающаяся модель бизнеса.
Взаимодействие с арендодателем
Практика показывает, что любой арендатор, как правило, не может быть доволен на 100% любым зданием. То же происходит и со стороны собственника. Управляющая компания предоставляет комплекс услуг арендатору. В свою очередь, арендатор может быть недоволен тем, как и в каком объеме ему оказаны услуги.
Это обычная рутина хозяйственной деятельности, которая начинается после заключения договора аренды. Поэтому такую ситуацию можно рассматривать как нормальное состояние бизнеса.
При этом основное правило можно сформулировать так: профессиональный собственник в той или иной мере решает проблемы всех своих арендаторов, а непрофессиональный может быть в той же мере проблемным по большинству показателей.
Традиционно, собственник нанимает или создаёт собственную управляющую компанию для обеспечения жизнедеятельности здания. Тем не менее, в случае возникновения проблем, арендатору всё равно, кто виноват - собственник или УК. Между ними идёт постоянное взаимодействие.
Хороший пример - пропуска. Например, компания-арендатор направляет заявку на формирование пропуска, однако, заявка вовремя не отрабатывается УК – в итоге клиент, приехавший на встречу, теряет время в ожидании решения экстренной проблемы. Другой пример – возможность заехать на парковку. Известны случаи, когда руководителя компании-арендатора не пускали на парковку. Либо лифт застревает с руководителем внутри. Всё это вызывает нарекания по работе собственника здания и управляющей компании.
Чем более профессионален подход арендодателя к организации работы здания, тем меньше проблем у арендатора. Поэтому крупные компании, для которых важна четкая работа инфраструктуры здания, выбирают профессионального собственника.
Коворкинг как услуга
Имеет ли смысл выбрать не небольшой офис, а коворкинг? В последнее время даже крупные компании при открытии новых проектов или расширении штата смотрят в сторону относительно новой для нашего рынка услуги – корпоративного коворкинга. Смысл этой услуги в том, что арендатор имеет дело не непосредственно с офисными площадями, как при аренде, а получает офис как услугу.
Когда компания арендует, пусть даже, небольшой по площади офис, на плечи арендатора ложится много забот – всего понемногу, хоть и в малом объеме. Приходится отвечать за все аспекты содержания своего офиса: найм секретаря, уборщицы, оплату дополнительных счетов, содержание оргтехники и т.д. Необходимо решить вопрос с отделкой, созданием переговорных комнат, разведением электропроводки, рассадкой.
Коворкинг предоставляет все сервисы в формате «всё включено». Таким образом, арендатор платит не за метры, а за услугу. Это позволяет в ряде случаев даже сократить дополнительные затраты на содержание и обслуживание своего офиса. Если ранее коворкинги привлекали в основном творческих работников и индивидуальных предпринимателей, то в настоящее время в них размещаются сразу целыми командами по 10-20 человек. Действительно удобно просто прийти с ноутом и начать работать. Для коворкинга это также удобная форма взаимодействия, так как корпоративные клиенты делают до половины выручки всего коворкинга.
Сочетаются ли аренда малых площадей и ультрасовременная локация?
Если подытожить всё вышесказанное, то престижные квадратные метры офисного пространства класса А собственник будет стараться сдать хотя бы более или менее крупному арендатору. В то же время, ряд коворкингов находятся в престижных локациях – и для небольшой компании это возможность разместиться рядом с гигантами индустрии.
Как ни странно, малые площади в аренду есть и в Москва-Сити. Так, башня Федерация и Империя распродавались по этажам и в ряде случаев даже по блокам. Стратегия некоторых покупателей – мелкая нарезка помещений в аренду. Однако при наличии многих разрозненных собственников без четкой стратегической линии развития объекта данный тип аренды может таить в себе определённые риски уже для самого малого арендатора, поэтому все за и против ему необходимо взвесить заранее.
Источник: https://officenavigator.ru/