Еще их называют рыбы-кроты. Под этим именем они были завезены в Гер- манию и акклиматизированы в аквариуме Кайнбургского зоопарка. О земляных рыбах заговорили только в середине 70-х гг. прошлого столетия. Но обо всем по порядку. Первый, кому удалось увидеть эту рыбку, был французский путешественник, географ Жильбер Давриль- Премье.
В своей книге «Пять недель в зеленом аду» Жильбер Давриль-Премье описывает первую встречу с земляной рыбой: «Раскаленный шар солнца кровавой каплей катился к горизонту. Прерия, еще час назад бившая в глаза изумрудно - карминовым разноцветьем, стремительно чернела. Я дал понять Пако, что пора ставить палатки и готовиться к ночлегу. «Si, senor», -отвечал мускулистый бронзоволицый Пако, беря в руки лопату. Черная жирная земля легко поддавалась штыку. Но что это сверкнуло в земле? Серебро? Таинственная земля Эльдорадо всплыла в моем сознании. Клад! Сокровище индейцев мачауха! Вмиг все сгрудились вокруг нас. Я велел Пако очистить находку от земли. Минуту спустя нашему взору предстала... рыба! Цвета старого серебра, размером со среднюю пиранью, она была невообразимо сильна; ее плавники казались мощными руками, готовыми в любую минуту сжаться в кулаки. Словно выйдя из оцепенения, рыба начала биться в истерике - или в предсмертной судороге?!
В eё мутных, невидящих глазах в последний раз мелькнули тысячи солнц тропического леса - и через мгновение её не стало. Мы стояли, потрясенные необыкновенным зрелищем, а Пако стоял рядом и тихо смеялся: наверное, он считал нас сумасшедшими. Позже он рассказал мне, что для племени мачауха эти рыбы- ресеs de tierra, или по-индейски oaya - «привычная пища».