Найти тему
DigEd

3 секрета скандинавских инноваций в образовании

Оглавление

Время чтения 3мин

Заметки Кайла Вагнера - штатного писателя Getting Smart, бывшего преподавателя High Tech High, директора программы средней школы Международной Монтессори-школы, автора и основателя Transform Educational Consulting о посещении скандинавских школ.

Магия скандинавского образования заключается в том, как они строят отношения в своих школах.

Магический ингредиент № 1: автономия в инновациях и принятии рисков

Нет формальных оценок. Не разрешается сдавать централизованные экзамены до достижения 16-летнего возраста. Нет измерения детей в первые шесть лет обучения. Это некоторые из отличительных характеристик образовательной системы, которая гордится автономией и доверием. Фактически, в Финляндии средний учитель проводит в классе только четыре часа в день, в то время как остальные часы оттачивает и совершенствует свое мастерство.

-2

И хотя существует национализированная учебная программа, которой следуют скандинавские учителя, они написаны как полезные руководства, а не как главное пособие. Это создает культуру, сосредоточенную вокруг роста, а не измерения. Как метко заявляет Тина Шустер: «Я никогда не чувствовала от учителя, с которым я разговаривала, что кто-то оценивает их по лидерству». Вместо этого главная роль руководства состояла в том, чтобы обеспечить условия, позволяющие им процветать. Например, когда один учитель хотел организовать поход с учениками, ориентированный на выживание, администрация ответила: «Почему бы не сделать это регулярной практикой?»

Ученикам также предоставляется этот уровень автономии. Во время одного из наблюдений Тины она заметила, что после того, как дошкольник детсадовского возраста опоздал в школу в своих снежных ботах и пуховике, учитель просто сказал: «Ты знаешь, что сделать». Через пять минут у ребенка не было уже снежных ботов, он сидел и был готов к работе. Этот вид автономии строится на доверии.

Вопросы для размышления:

Предоставляете ли вы автономию своим ученикам и учителям? Какие системы или процедуры вы создали, чтобы способствовать этой автономии?

Магический Ингредиент № 2: Поддерживающее и Эгалитарное Сообщество

«Эй, Джанет, какая домашняя работа на сегодняшний вечер?» Вы могли ожидать услышать этот вид обмена между двумя близкими друзьями. Однако в скандинавских школах это вопрос от ученика к учителю. Учащиеся могут свободно обращаться к своим учителям по имени и считаются равными в образовательном партнерстве. Как объясняет Лони Берквист, это «способ развить дружескую учебную атмосферу, в которой обучение является общим опытом».

Возможно, именно поэтому на протяжении всей первой недели школы вместо того, чтобы открывать учебник, датские учителя вместо этого тратят время на построение отношений со студентами с помощью игр, занятий и «хайга»; это датская фраза, которая свободно переводится в «приятное, уютное время».

Этот «хайг» продолжается в классе, так как ученики могут свободно проектировать и украшать класс в соответствии со своими предпочтениями. Это потому, что вместо того, чтобы переходить из класса в класс после каждого последующего урока, ученики остаются в классе, а учитель переходит в новую группу учеников.

-3

Эгалитарные отношения также проникают во взаимоотношения учителя и администратора. Тина Шустер объясняет, что каждый день вся школа ест вместе в столовой, где все ученики получают теплый и полезный бесплатный обед. Обед не был временем, чтобы наверстать упущенное, а скорее налаживанием отношений со школьным сообществом. При равной оплате, свободном времени и возможностях профессионального развития, коллеги могут быть скорее союзниками, чем противниками. На самом деле, отношения настолько общительны, что когда один учитель попросил сделать перерыв по причине усталости психики для недельной поездки на беговых лыжах, учителя объединились, чтобы взять его уроки.

Вопросы для размышления:

Как вы продвигаете равенство и равноправие в своем классе и школе? Какое время вы могли бы посвятить укреплению этих отношений?

Магический Ингредиент № 3: Баланс школьной и рабочей жизни

Когда я только начинал как учитель, я приписывал минуты, которые я потратил на планирование, оценку, преподавание и размышления о школе, как непосредственно связанные с моей эффективностью в качестве учителя. Примерно через два года я понял, что не доживу до третьего года, если не изменю это нездоровое мышление.

Скандинавские страны знают значение баланса.

-4

На каждые 45 минут занятий предусмотрен обязательный 15-минутный перерыв. По словам Тины, этот цикл работал как «часовой механизм», когда все в школе брали один и тот же перерыв, независимо от роли. Вы могли бы даже взять это время, чтобы вздремнуть в комнате для персонала (правдивая история).

Возможно, именно из-за этого баланса Тина настаивала на том, что она «никогда не видела несчастного учителя».

Уважение к балансу и игре отразилось и на моем разговоре с Лони.

В то время как в США и других более строгих образовательных системах обучение приравнивается к количеству минут, выделенных в расписании, концепция «потерянных минут» не существует в Дании. Вместо этого датские школы уравновешивают минуты академического обучения с минутами, потраченными на развитие всего ребенка. Учителя знакомятся с каждым из своих учеников через домашние визиты, консультативные занятия и общественные встречи.

Вопросы для размышления:

Сколько времени вы посвящаете в школьном дне социально-эмоциональному и психическому благополучию? Как вы помогаете поддерживать членов вашего сообщества, когда им нужны перерывы?

Источник