Сны, принятые за реальность
Все знания о Боге получены человечеством не напрямую, а от пророков, говоривших, что имели беседы с Ним. Во всяком случае, так написано в Ветхом завете. Причём в этом источнике многажды сообщается о практике общения с Богом. Например:
«Я говорил к пророкам, и умножал видения, и через пророков употреблял притчи» (Осия 12:10).
«И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним…» (Числ. 12:6).
«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Своё наставление…» (Иов 33:14-18).
Все верили пророкам, ибо каждый в те стародавние времена бывал в ином, не физическом мире во снах своих, и был уверен, что его близкие и дальние попадают во сне в одно и то же место, населённое дýхами. Мы-то с вами теперь знаем, что сны – это нечто иное. Но в старину думали иначе. И верили, что открываются боги и духи не каждому!
Преподобный Антоний Великий, египтянин, живший во второй половине III – начале IV столетия, учил последователей своих:
«Если вам будет какое-либо видение, не убойтесь, но вопросите у того, кто перед вами: “Кто ты? И откуда пришёл?”. Если это видение святое, ваши сомнения тотчас рассеются, а страх переменится на радость. Если же от диавола, то он тотчас пустится в бегство, завидев вашу твёрдость».
Свт. Игнатий Брянчанинов (ум. в 1867) пояснял, что бывает духовное видение духов, которого достигают одни лишь истинные христиане, и бывает чувственное видение, – коему способны, наоборот, люди порочной жизни: волхвы, отрекшиеся от Бога и признавшие богом сатану; люди, предавшиеся страстям; люди, истощённые пьянством и развратом, а также и впадшие в самомнение и гордость. Свт. Игнатий также делился своим опытом борения со злыми духами в видениях своих.
Как в ветхозаветные и раннехристианские времена, так даже в XIX веке «посвящённые» искали истину во снах, или доводя себя до галлюцинаций. Впрочем, пошарив на сайтах Интернета мы обнаружим, что ничего не изменилось и в XXI веке:
«При истинном духовном подвиге благодать Божья, насаждённая в нас святым Крещением, начинает исцелять вас мало-помалу от слепоты духа посредством умиления. В противоположность состоянию слепоты мы начинаем входить в состояние видения. Оно доставляется Святым духом, и этим различается от созерцания. Созерцание свойственно всем человекам. <…> Видение же свойственно одним очищающим себя посредством покаяния: является оно не по произволу человека, но от прикосновения к духу нáшему – Духа Божия, следовательно, по Всесвятой воле Всесвятаго Духа».
Бог как чудо
Бог есть! Мы находим его в Библии и в антиклерикальной книге Лео Таксиля; в росписи храма Христа Спасителя в Москве – и в смешных рисунках Жана Эффеля; в головах и разговорах людей; в живописи, скульптуре, литературе и вообще культуре всех народов. Он настолько давно с нами, что даже коммунисты советских времён спокойно бросали в беседе фразочки типа: «Бог его знает», или «Бог в помощь».
Так что мы можем уверенно сказать, что в нашей жизни Бог – есть.
А в физическом мире Бога – нет.
«Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям» (Иоанн 18:36).
То есть, служители «того света», царства божия, по словам самого Иисуса – не здесь, и не могут быть здесь. Не могут, это надо понять! Они в другом, не физическом мире. Людям прошлых времён не было нужды верить, что Бог есть. Они это знали, ибо полагали, что их сны и есть путешествие в тот мир. Но также хорошо они понимали, что Бог – из того, иного мира – не может попасть сюда никак.
По этой причине богословам пришлось обосновывать Рождество – приход в наш мир иномирной сущности, как чудо, и не абы какое, а уникальное за всю историю мироздания. После этого и произошёл переход от «знания» к вере, но верить стали не в то, что бог есть, а в то, что он смог появился в мире сем.
Приходилось читать об одном американском пасторе, имевшем служение среди университетской братии. Он поражался, что студенты и профессор биологии, даже соглашаясь принять христианство, в рождение от Девы поверить не могли, объясняя тем, что они же биологи. Пастор удивлялся, ибо «великое чудо», о котором повествуют Евангелия – не в том, что родила дева. Чудо – в самом явлении оттуда чего-то физического, потому что там ничего физического нет.
Да, к нашим дням всё переменилось. Прежде всего, потерялась основа, позволявшая знать, что Бог есть: вера в божественность снов. Осталась одна пустая вера. А вы заметили, что пророков больше нет?..
Дьявольское кино
В обществе со старых времён сложилось стереотипное представление: есть мир вещный, и есть мир дýхов. И раньше людям легко было держаться этой общей линии. Все знали, что существа второго мира, взаимодействуя с душою человека, не проявляются в мире вещном иначе, как через поведение самого человека. Если кто-то ведёт себя неадекватно, он одержим бесами, или, в католичестве, дьяволом.
В Православной Энциклопедии, издающейся прямо сейчас под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, так и писано, что бесоодержимость есть «состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь». Для изгнания постороннего совершается особый обряд.
Однако уже в далёкие времена, для донесения до верующих основ учения, церковь стала привлекать и другие, кроме разговоров и книг, средства: живопись и театр.
А как отразить на материальном полотне, кисточкой и краской, нематериальную силу, будь она силой добра или зла?.. В Библии нет указаний на внешний вид этих сил, потому что у них и не может быть внешнего вида. И вот, иконописцы придумали рисовать святым персонам (уже покойным людям) нимб над головой, чтобы зритель мог отличить их от изображённых на той же картине живых мирян. Ангелам – которые якобы летают, пририсовали крылья, ибо не знали, как иначе передать способность к полёту. Бесов и дьявола художники снабдили животными признаками – хвостом и рогами.
Ещё бóльшую роль в разрушении стереотипного понимания устройства двух «миров» сыграл театр. Поэт Гёте, предпослав своей пьесе «Фауст» посвящение:
Вы вновь со мной, туманные виденья,
Мне в юности мелькнувшие давно...
Вас удержу ль во власти вдохновенья?
Былым ли снам явиться вновь дано?
Из сумрака, из тьмы полузабвенья
Восстали вы... –
– далее с неизбежностью выводит на сцену Мефистофеля. Ведь это театр! Как-то надо показать зрителю злого духа. Это уже XIX век.
Вслед за тем на ту же дорожку вступили писатели, и чем талантливее был автор, тем убедительнее у него получался чёрт. У Пушкина Балда издевается над бесёнком, как хочет. У Гоголя Вакула верхом на чёрте отправляется в Санкт-Петербург. Герой Некрасова, услышав, что «…в саду гуляют черти на пруду» без сомнений отправляется смотреть чертей (правда, он их так и не увидел).
ХХ век отметился визуализацией злого духа в кино. Прежде всего, это голливудские поделки о Дьяволе, явившемся на Землю во плоти. Впрочем, и Бога не забыли. В фильме «Догма» (1999) действуют падшие ангелы, прибывшие в мир сей и разрушающие его вопреки возможностям выходцев с того света. А бога – девушку, играет Ала́нис Мориссетт: белое платье и всё такое. Был скандал: многие отказывались принять такую трактовку. Когда в комедии «Брюс всемогущий» (2003) чёрного бога сыграл Морган Фриман, страсти тоже кипели. Но о том, что появление в физическом мире хоть бесов, хоть бога, противоречит Писанию, кажется, не вспомнила даже церковь.
Заметим: часто невозможно различить фильмы о демонах, желающих уничтожить человечество, от фильмов о злобных инопланетянах, желающих того же.
Дьявол фигурирует в картинах «Омен» (1976), «Адвокат дьявола» (1997), «Никки, дьявол-младший» (2000), «Последнее изгнание дьявола» (2010). Причём, заметим, «наш» чёрт и протестантский дьявол – явления разного порядка.
Можно ещё вспомнить «Майкл» (1996), «Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998), «Константин: Повелитель тьмы» (2004). Есть фильмы о мелких прислужниках высшего сатаны, демонах и чертях. Все они оказывают своё влияние на души людей! Из культуры уходит морально-этическая компонента, воспитанная под воздействием религии; остаётся голый экшен.
Спрашивается, зачем нам дьявол, если есть фильмы Голливуда.
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Илл: «Славься, Кей! Славься, Кей! Славься, Кей!». В к/ф «Люди в чёрном» эти существа – инопланетяне, верят, что их создал Кей.
Канал «А мы и не знали»: статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список.