Найти тему

Почему управление FPV-дроном так взрывает мозг

Мне уже тысячу раз пришлось объяснять этот момент разным людям - и просто прохожим, заинтересовавшимся моими коптерами, и друзьям, которые решились научиться летать - так что давайте расскажу и вам тут красиво и с картинками.

Выражение лица человека, готового поделиться постигнутой мудростью
Выражение лица человека, готового поделиться постигнутой мудростью

Большинство людей знакомо с тем, как управляются стабилизированные дроны - тот же DJI Mavic, или китайские игрушки, управляющиеся из приложения на смартфоне по Wi-Fi: дрон сам следит за тем, чтобы висеть ровно, а ты, условно говоря, нажатиями стиков даешь ему команды: "лети вперед", "набирай высоту" - и так далее.

FPV-дрон не просто заменяет эту модель управления похожим на вертолетное управление набором "газ", "рысканье", "крен" и "тангаж" на двух стиках пульта как для авиамодели. Главное, на чем спотыкаются новички, почему некоторые по нескольку дней учатся просто осмысленно поворачивать в симуляторе - то, что камера на дроне направлена не туда, где у дрона "перед". Вы уже наполовину поняли, о чем я - но все равно давайте двигаться по шагам, чтобы прочувствать раз и навсегда.

Моторы у дрона всегда "дуют" перпендикулярно плоскости рамы - они ведь к ней привинчены болтами. Чтобы лететь вперед, этот поток нужно направить не только вниз, чтобы сила тяжести не притянула наш дрон к земле, но и назад - чтобы, как говорят ботаники, "у вектора тяги была горизонтальная составляющая". В общем, чтобы не падать и лететь вперед, нам надо держать нос опущенным.

Вот в таком положении дрон проводит большую часть времени в воздухе:

Получается, чтобы при этом не смотреть в землю, мы заранее ставим курсовую камеру на дроне так, чтобы она смотрела более-менее параллельно земле - обычно под углом от 25 до 45 градусов к плоскости рамы (и моторов/пропеллеров).

Теперь давайте проделаем такое вот дурацкое упражнение:

Представьте себе, что ваша голова - дрон. Ваши глаза - FPV-камера. А ваше тело - воздушный поток, на который этот дрон опирается. Представьте-представьте, не торопитесь. Наклоните тело вперед, градусов на 30-40 от вертикального положения. Голову держите на одной оси с телом, тоже наклоненной - ведь наш дрон умеет дуть пропеллерами только перпендикулярно раме. Посмотрите глазами вперед, параллельно земле - как установлена наша FPV-камера...

Теперь попробуем мысленно пошевелить стиком "рысканье", который для нормального положения поворачивал бы дрон (на стандартном пульте это левый стик - рысканье влево-вправо, а газ - вверх-вниз). Помотайте головой влево-вправо. Видите - у вас не получается посмотреть в бок, взгляд описывает дугу, но не горизонтальную, а в форме этакой "улыбки". Таким образом, стик "рысканье" нам не поможет повернуть.

Попробуем стик "крен", может быть? Продолшая смотреть горизонтально и наклонившись вперед, покачайте головой влево-вправо, к одному плечу и к другому. Взгляд опять описывает дугу, и если бы вы наклонились посильней, это почти могло бы считаться поворотом взгляда влево-вправо, но все равно не то.

Теперь, наконец, наклонившись вперед под 40 градусов и держа взгляд горизонтально, просто по-человечески посмотрите всей головой налево и направо. Если задуматься, это движение одновременно и поворачивает голову в сторону и прижимает ее к плечу. Таким образом, на FPV-дроне поворот можно сделать только двумя стиками одновременно! И левый стик, "рысканье", и правый, "крен". Причем, чем быстрее вы летите, и соответственно, чем сильнее дрон наклонен вперед, тем больше нужно правого стика для поворота. А чем медленней - тем больше левого.

Повернуть на FPV-дроне можно только двумя стиками одновременно. На самом деле практически каждый маневр здесь - сочетание всех четырех инпутов: и газа,  и рысканья, и крена, и тангажа.
Повернуть на FPV-дроне можно только двумя стиками одновременно. На самом деле практически каждый маневр здесь - сочетание всех четырех инпутов: и газа, и рысканья, и крена, и тангажа.

Почувствовать это, привыкнуть машинально выполнять поворот координированным движением двух стиков, смешивая их инпуты в соотношении, подходящем для вашей текущей скорости - самый базовый навык.

Дальше возникает еще вопрос о том, что, накренив дрон, мы оставляем меньше вертикальной составляющей тяги, а значит, накренившись, надо привыкнуть поддавать газа, чтобы коптер не начинал падать. Кроме того, в повороте надо сначала немного кренить дрон, а уже затем вести оба стика - чтобы заранее направить тягу наружу поворота и предотвратить соскальнывание наружу. Но это вы почувствуете уже интуитивно.

Обнимаю! Скоро вернусь с новым постом, стараюсь писать почаще.

Но все равно - свой блог я веду не совсем так, как предполагает Яндекс.Дзен, нерегулярно - так что подписывайтесь, чтобы не теряться!