В России нет ни голода, ни войны, во главе сильный лидер с высокими рейтингами, а в телевизоре все разговоры про новые рывки и прорывы. Тем не менее, только в 2018-м году убежища в Германии попросили более пяти тысяч россиян.
Столь удручающие цифры привела немецкая газета Süddeutsche Zeitung со ссылкой на министерство внутренних дел Германии. Так ли это, пришлось разбираться лично.
*С краткой выдержкой данного лонгрида можно ознакомиться здесь.
Ради уверенности в том, что заявление немецкой газеты это не очередные фейк-ньюс, мной была предпринята небольшая вылазка в дебри официальной статистики федерального ведомства по делам миграции и беженцев (нем. Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF), которая подтвердила эти данные: за период с 1-го января по 31-е декабря 2018-го года от российских граждан поступило 5282 заявления на поиск убежища.
с 1-го января по 31-е декабря 2018-го года от российских граждан поступило 5282 заявления на поиск убежища в Германии
По этим показателям Россия стоит в одном ряду с Сомали, где уже более тридцати лет идёт гражданская война, и Эритреей, которая считается одним из самых несвободных государств планеты с однопартийной системой правления, неопределённым сроком службы в армии и полностью подконтрольными власти СМИ.
Более того, оказалось, что сам факт бегства россиян из страны далеко не нов — по количеству запросов на убежище в ФРГ Россия уже много лет занимает места в первой десятке, выпав из неё лишь во время наплыва сирийских беженцев в 2015-м году.
Так, например, ещё в докризисном 2012-м году более трёх тысяч россиян успешно сменило своё гражданство на немецкое, и ещё примерно столько же искало у немцев защиты от притеснения в своей стране.
Исходя из данных, собранных немецким министерством за период с 2008 по 2017 гг., удалось проследить и то, как изменялось количество ищущих убежища граждан РФ, а также попытаться определить возможные причины этих изменений.
Так, с 2008-го по 2011-й года виден небольшой, но стабильный прирост желающих укрыться в Германии (792, 936, 1.199 и 1.689 человек соответственно), после чего их число внезапно удвоилось (до 3.202) в 2012-м, а ещё через год, в преддверии обвала рубля, сделало стремительный скачок до 14 тысяч, что позволило России занять первое место в списке просителей убежища.
После резкого взлёта последовало столь же резкое падение, и на следующие два года Россия пропала из первой десятки, что в первую очередь связанно с конфликтами на ближнем Востоке и миллионами сирийских мигрантов. С другой стороны, уменьшение количества заявок на убежище могло быть связано с присоединением Крыма и ростом патриотических настроений. Тем не менее, после того как в 2016-м году поток беженцев из Сирии спал, Россия снова вернулась в топ-10 с показателем в 10.985 человек, желающих укрыться от глаз собственного государства.
К 2017-му году, согласно данным BAMF, это число уменьшилось больше чем в два раза: россияне составили лишь 2,5% от общего количества прошений о предоставлении убежища (4.884 из 186.644), но тем не менее не вышли из топ-списка.
Интересна и другая информация, собранная BAMF. Согласно данным министерства за 2017-й год, большую часть желающих уйти от преследования в России составляют мусульмане (76,5%), преимущественно из Чечни и Дагестана. Немаловероятно, что подобная статистика отражает упомянутые в расследованиях «Новой Газеты» и ряде других российских СМИ преследования негосударственных организаций и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в Чечне.
Немецкие же издания лишь отчасти поддерживают данную версию. Согласно статье в Deutsche Welle поток кавказцев из России не иссякает уже более пяти лет, за которые Германия успела принять более 36 тысяч чеченцев.
Основными причинами для просьбы убежища были названы преследование за политические убеждения или принадлежность угнетаемым социальным группам, а также потребность в качественной медицинской помощи.
Несмотря на плачевное состояние многих просящих убежища в Германии россиян (DW заявляет о большом количестве ВИЧ-инфицированных), положительный ответ получают лишь 5-6% заявителей. Это связано с тем, что согласно немецким законам (Grundgesetz, Artikel 16a) ни болезни, ни бедность, ни даже гражданская война не являются достаточной причиной для получения убежища. Таковой является лишь уничижение человеческого достоинства по политическим, религиозным и другим неисправимым признакам.
Кроме низкого процента прохождения процедуры, выходцы из РФ также оказались и рекордсменами по длительности ожидания ответа от немецких чиновников. В среднем на решение о предоставлении убежища гражданам России уходит от 13 до 16 месяцев.
Вопреки бюрократическим сложностям, последние несколько лет Германия является самой популярной страной для политического убежища среди россиян. Для сравнения, за 2018-й год в США было подано примерно 2,5 тысячи заявлений, в Израиль — 1.344, причем в обоих случаях отмечается значительный рост просителей. В европейских странах, согласно Eurostat, цифры ещё скромнее: за тот же самый период в Финляндию поступило 455 запросов, в Латвию и Литву по 50, в Эстонию — всего десять. Среди стран со славянскими языками лидирует Польша, получившая 1.600 запросов на предоставление убежища. Германия, как было указано в начале статьи, получила 5.282 заявления.
Хочется отметить, что выше была приведена статистка исключительно по лицам, ищущих убежища от преследования, и её не стоит путать со статистикой по туризму или миграции. Туристы возвращаются в конце отпуска, мигранты могут вернутся после окончания учебы или рабочего контракта, а нуждающиеся в убежище, возвращаться не собираются вовсе.
Согласно Росстату в прошлом году из России в Германию «выбыло» примерно пять тысяч человек, а вернулось на Родину чуть больше трёх. Вместе с беженцами выходит, что за год в одну лишь Германию безвозвратно уехало около семи тысяч россиян. Всего же за 2018-й год в страны дальнего зарубежья уехало 58.913 человек и сколько из них не вернется, пока не известно.
Для полного понимания ситуации к официально выбывшим стоит прибавить неучтенных беженцев, а также учесть тот факт, что Росстат не учитывает не снявшихся с учета граждан, которые фактически не проживают на территории РФ. Причиной тому — сложности подсчета людей не получивших лист убытия и необходимость использовать данные иностранных государств.
Если верить альтернативным исследованиям, где предпринималась попытка использовать подобные данные, информация Росстата о числе покинувших страну граждан занижена в десятки раз, и проблема массового «выбывания» людей из России стоит сегодня предельно остро.
Если же верить только официальным цифрам, то проблема имеет место быть, но далеко не так страшна, как может показаться. Тем более, что демографические прорехи от уезжающих в Европу, США и Китай россиян, тут же занимают и даже выводят в плюс приезжие из Средней Азии.