Определение дня недели Рождества
Далее. У Руслана Хазарзара [Хазарзар Р. Сын Человеческий. – М.: ПринТерра-Дизайн, 2004] читаем: «Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII // Monumenta Germaniae Historia. Auctorum Antiquissimorum. Berolini. 1892, IX).
Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 год н.э.
Важнейшее дополнение алгоритма!
Запись в Хронографе 354 года имеет вид: «Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV» /
«При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны».
Однако нетрудно при помощи расчетов убедиться, что 25 декабря 1 года н.э. было воскресенье, а возраст Луны на этот день был равен 20-ти дням».
Рождество в пятницу!
Дословный перевод: при этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ, день Венеры, Луна 15.
Выражаясь юридическим языком, то, что день Венеры соответствует пятнице, является среди астрологов общеизвестным фактом.
Подтверждение Климишина
Аналогичные сведения сообщает и Климишин [Климишин И. Заметки о нашем календаре. Сайт в Интернете: http://klimishin-ia.viv.ru/index.htm]:
«В «Хронографе 354 года» (Chronographus Anni CCCLIIII) событие Рождества Христова отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1-й год новой эры.
«При этих консулах, - говорится здесь, - Господь Иисус Христос родился в восьмой день до январских календ в пятницу 15-й Луны».
Кратко о Хронографе как памятнике
И далее: «Хронограф 354 года» - достаточно серьёзный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 509 года до н.э. по 354 год н.э., списки префектов Рима за сто лет (251-354 годы н.э.) и римских епископов от апостола Петра до папы Юлия (352 год).
Будучи папским архивариусом, Дионисий вполне мог знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. И потому он мог использовать цитированное свидетельство при установлении исходной точки системы счёта лет от Рождества Христова.
Быть может, именно оно и натолкнуло его на мысль о введении собственно христианского летосчисления? Безусловно, здесь нельзя исключать и возможности позднейшей интерполяции.
Оригинал «Хронографа» утрачен, и мы располагаем лишь копиями памятника».
Методом подбора…
А не попробовать ли и нам провести эти самые расчёты на весь определённый временной промежуток с 40 год до н.э. (начало правления Ирода I Великого) по 36 год н.э. (год отстранения Пилата от должности прокуратора Иудеи)?
Для определения дня недели, выпадающего на 24 либо 25 декабря в означенный период и вычисления дней Луны, нам необходимо иметь под рукой соответствующие методики расчёта Луны и эфемериды.