У революции в детской литературе есть имя — Самуил Маршак. Эта революция не была социальной или политической, но не заметить ее последствий невозможно. В 2017 году в Российской государственной детской библиотеке проходила интерактивная историко-библиографическая выставка «МАРШАК», посвященная жизни и творчеству Самуила Яковлевича Маршака и приуроченная к его 130-летию. Экспозицию составили стенды, на которых размещены редкие снимки из семейного архива писателя, копии автографов (предоставленные наследниками Маршака), обложки книг и журналов. Стенды напоминают страницы из старых альбомов с фотографиями, при этом оформлены в игровом ключе, остроумно и оригинально. В очередной день рождения Самуила Яковлевича мы приглашаем вас погрузиться в контекст выставки, следуя за экскурсоводом Кириллом Захаровым.
Следить за биографией Маршака интересно, кого-то даже может удивить, что маститый литератор, которого все привыкли представлять работающим за письменным столом, тоже был когда-то маленьким мальчиком. Именно этой поре посвящен первый стенд.
Отец Маршака был мастером-техником мыловаренного завода. Казалось бы, профессия, далекая от литературы. Однако родители были людьми образованными и любящими, а творческие способности детей в семье всячески поощрялись.
Малоизвестен тот факт, что не только Самуил Маршак, но и его младший брат Илья и сестра Лия стали известными писателями. Семья часто переезжала, потому что, как вспоминал позднее поэт, «...работа на мелких кустарных заводишках не удовлетворяла одаренного человека, который самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город».
Конечно же, Самуилу передались трудолюбие, неутомимое искательство и оптимизм отца — без этого он не стал бы тем Маршаком, которого все знают.
В 1902 году произошла встреча, сыгравшая огромную роль в судьбе Маршака.
«Случайно во время летних каникул я познакомился в Петербурге с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым». Стасов стал для Маршака «дедушкой» — так Самуил называл его в письмах. По ходатайству критика мальчика перевели в петербургскую гимназию. В дальнейшем Стасов, Горький и Шаляпин принимают деятельное участие в судьбе юноши, помогают с первыми публикациями. Молодой Маршак активно печатается, а позднее, в 1911 году, уже в качестве корреспондента, путешествует по Ближнему Востоку.
Здесь он познакомился с Софьей Мильвидской, будущей женой.
В 1912 году супруги уезжают в Англию — учиться в Лондонском университете. Английским «приключениям» Маршака посвящен отдельный стенд, на котором, кроме фотографий и рисунков, приведены самые знаменитые английские детские стихи, песенки и потешки из книги «Mother Goose Rhymes», которые поэт переводил многие годы.
Иногда он делал десятки вариантов перевода того или иного стихотворения, стремясь «верно выразить мысль и чувство». Тексты напечатаны на двух языках, желающие могут сравнить русский и английский варианты. На стенде, а также в витрине, расположившейся перед ним, можно видеть обложку русскоязычного издания Уильяма Блейка. Маршак переводил Шекспира и Бернса, Байрона и Вордсфорта, Киплинга и многих, многих других авторов, но больше всего любил именно Блейка — этого сумрачного английского гения, создавшего загадочные, мистические стихи. Томик Блейка сопровождал Маршака всю жизнь, а в архиве переводы из Блейка занимают самую обширную папку.
В начале 1920-х годов Маршак вместе с единомышленниками создал в Краснодаре «Детский городок» для беспризорных детей, а позднее и первый в стране детский театр. Здесь же он выпустил сборник пьес в соавторстве с Е. И. Васильевой-Дмитриевой, известной под псевдонимом Черубина де Габриак. Сборник переиздавался четырежды.
Это были первые пьесы для детей, с них начался тот Маршак, которого мы все хорошо знаем. Он и сам признавал: «это было началом моей поэзии для детей». Поэтому еще один стенд рассказывает о Маршаке-драматурге.
И сейчас, спустя уже много лет, его пьесы хорошо знакомы маленьким зрителям-читателям: «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Горя бояться — счастья не видать». Тот случай, когда можно сказать — написано это было на века!
Отдельный стенд посвящен детским журналам, в которых Маршак публиковался и которыми руководил. В 1924-25 гг. выходил «Новый Робинзон», поначалу называвшийся «Воробей». Позже стали выходить знаменитые «Еж» и «Чиж», появилось издательство, организованное при участии Маршака — знаменитый «ДЕТГИЗ». Маршак говорил, что журнал должен нести «радость жизни», к которой так чуток ребенок, быть разнообразным — по темам и жанрам.
Юные читатели, получая очередной выпуск, могли рассчитывать на подлинное богатство. Их ожидали веселые истории, игры, головоломки, описания экзотических стран, рассказы, песни, стихи. Издания оформлялись талантливыми, остроумными художниками Лебедевым, Конашевичем, Чарушиным, Пахомовым и многими другими мастерами, поэтому и внешне они не утратили актуальности и свежести до сих пор.
Стенд «Ученики» посвящен кругу детских писателей и поэтов, который возник и расцвел в редакциях детских журналов. «Учениками» Маршака были Хармс, Введенский, Олейников, Бианки, Житков, Шварц, Пантелеев, Михалков — те, кого мы сегодня называем классиками детской литературы. «Как Иван Калита собирал Русь, так Маршак собирал детскую литературу», — вспоминал позднее писатель Исай Рахтанов. В стихах Хармса и Введенского не без участия Маршака выразилось игровое начало, сильно увлекавшее детей.
Пантелеева и Белых Самуил Яковлевич побудил к созданию знаменитой «Республики ШКИД». Он сделал детскими писателями охотника (Бианки), морехода (Житкова), водолаза (Золотовского) и многих других! Маршак ценил разное и о разных вещах хотел детям рассказать, поэтому литература, вдохновленная, созданная им, получилась богатой и многогранной, подобной самой жизни.
Финальный из «биографических» стендов рассказывает о жизни Маршака во время Великой отечественной войны. Поэт хотел отправиться на фронт, но его, по здоровью, оставили в Москве.
Маршак жил в неотапливаемой квартире, писал для журналов, газет и «Окон ТАСС», а ночами иногда дежурил на крыше своего дома на улице Чкалова.
Он печатает фельетоны, сатирические стихи, стихотворные листовки, придумывает плакаты вместе с Кукрыниксами.
На фотографии, размещенной на стенде, изображен танк «Беспощадный», построенный на деньги, пожертвованные Маршаком и другими писателями.
Стенд «Знаете ли вы что…» содержит интересные факты, которые не всегда с легкостью можно найти в биографиях Маршака и даже в интернете. Мало кому известно, что знаменитого детского поэта в самом начале его литературного пути (1910 год) благословил Александр Блок, сказав «у вас есть свое солнце».
У героя знаменитого стихотворения Маршака «Вот какой рассеянный» был реальный исторический прототип. Прообразом стал Иван Алексеевич Каблуков, профессор Московского университета, исследователь электрохимии и неведомых растворов, автор докторской диссертации «Современные теории растворов (Вант-Гоффа и Аррениуса) в связи с учениями о химическом равновесии». Будучи настоящим ученым, то есть человеком сосредоточенным на своих мыслях, в повседневной жизни профессор был большим чудаком. Кроме того, у него была удивительная особенность речи: начало одного слова он приставлял к концу другого так, что вместо «палка с золотым набалдашником» получалось «палка с набалдым золоташником». На вопрос «Иван Алексеевич, чего хотите, чаю или кофе?» он отвечал: «Я попросил бы кошечку чаю». Заканчивая лекцию, говорил студентам: «Господа! Следующая лекция будет не во вторницу, а в пятник! То есть не так: в пятник а не во вторницу!»
Прочитав стихотворение Маршака, профессор узнал в главном герое себя. При встрече с братом Самуила Яковлевича, писателем М. Ильиным, он шутливо пригрозил ему пальцем и сказал: «Ваш брат, конечно, метил в меня!»
Самуил Яковлевич Маршак приводил в детскую литературу «бывалых людей», в том числе водолазов. Слушая их рассказы, он сам захотел опуститься в водолазном костюме на дно реки. И вот мечта сбылась. Маршака долго одевали, инструктировали: как себя вести под водой. Наконец, спуск состоялся. Но Самуил Яковлевич, совсем как «человек рассеянный», быстро забыл под водой все наставления, перестал стравливать воздух, скафандр раздулся, и водолаза вытолкнуло на поверхность как воздушный шар… При погружении присутствовал известный художник Александр Самохвалов. Впоследствии он при поддержке Маршака написал и проиллюстрировал несколько книг: «Водолазная база», «В лагерь!», «Ходя» и «Три случая под водой». Последнюю он подарил своему учителю с таким посвящением: «Самуилу Яковлевичу, который сам устроил несчастный, но окончившийся счастливо, случай!»
Здесь же можно узнать о множестве псевдонимов, которыми Маршак подписывал свои ранние литературные опыты: Д.Ф., Д-р Ф-н, Доктор Фрикен, Индриксон, С. Кучумов, Нанди, С. Михайлов, Я. Самойлов, М. Смирнов, Уэллер, Яковлев. Под псевдонимами в 1924–25 годах были выпущены и три книги стихов для детей: «Аэроплан», «Дураки» и «Ванька и Васька». Но, конечно же, это далеко не все.
Смотрите диафильм о Маршаке: Самуил Яковлевич Маршак / автор Б. Галанов; худож.-оформ. Ю. Зеленков.- Москва : Диафильм, 1963.- 1 дф. (57 кд.)
И диафильмы, созданные по произведениям Маршака. Их рисовали Евгений Монин, Владимир Перцов, Петр Репкин, Борис Калаушин, Андрей Брей, Эрик Беньяминсон, Витольд Бордзиловский, Май Митурич, Алла Вовикова и многие другие замечательные художники.