Это видео снято очевидцем во время прогулки в детском саду №236 г. Ярославль. Несколько детей бьют и унижают лежащую на земле девочку.
Несмотря на то, что результатом распространения этих кадров стало увольнение воспитателя, мнения комментаторов и, даже родителей детского сада, разделились на тех, кто возлагает ответственность за агрессию на родителей зачинщиков, и тех, кто обвиняет воспитателя в недостатке контроля.
Для того, чтобы разобраться, как такое могло произойти, нужно внимательно проанализировать то, что мы увидели. Начнем:
Перед нами дети 4-5 лет, группа среднего возраста. Всего в кадр попало около 15 детей, активных участников происшествия 6:
- девочка-жертва, лежащая на земле
- мальчик в черной куртке
- мальчик в черно-желтой куртке
- мальчик в голубой куртке
- две девочки, в пестром и в розовом.
Воспитатель находится за пределами обзора камеры практически до окончания сцены.
С самого начала видео девочка уже лежит на земле, другие дети ее окружают. Предположим, что она легла самостоятельно и тем самым привлекла к себе внимание. Конец октября, земля влажная, дети четырех - пяти лет в норме владеют представлением о чистоплотности. Если ребенок ложится в грязь на прогулке, допускает неряшливость или промахи в самообслуживании, это может трактоваться другими детьми, как уязвимость.
Обратим внимание на тех, кто находится рядом с ней. Двое мальчиков наиболее активны - в черной и черно-желтой куртках. Они действуют очень уверенно и агрессивно, демонстрируют полный контроль над девочкой: опускают ее голову в грязь, ходят по ней, не дают подняться. Девочка растеряна и проявляет покорность. Мальчик в голубом и девочка в пестром вначале наблюдают, после чего принимают разные поведенческие решения. Мальчик присоединяется к первым двум, поступает по подражанию, он менее решителен, ориентируется на действия лидеров. Зачинщик в черно-желтом двигает его, демонстрируя превосходство. Девочка в пестром пытается пожалеть жертву, погладив по голове. Жертва не принимает сочувствие, и девочка в пестром уходит. Лидеры отвлекаются, инициативу берет в свои руки мальчик в голубом, к нему присоединяется девочка в розовом, они копируют доминантное поведение зачинщиков.
Воспитателя нет на протяжении трех минут, в конце видео она неторопливо подходит к девочке, что-то ей говорит, а потом наклоняется и слушает ребенка. Вполне возможно, что воспитателю было не видно детей за домиком, что она в это время сгребала осенние листья или поправляла игрушки на веранде, но факт остается фактом, в течение видео в поле зрения воспитателя не было как минимум четырех детей.
Эту ситуацию нельзя назвать дракой, так как поведение лежащей девочки пассивно, она не дерется, практически не предпринимает активных попыток защититься. Это не игровой момент, хотя, возможно, девочка-жертва изначально воспринимала его как игровой. Зачинщики используют унижение другого ребенка для демонстрации своего превосходства, очевидно, что это не первая ситуация в группе, так как роли агрессоров и жертвы уже закреплены: в поведении агрессоров нет осторожности, в поведении жертвы нет попытки противоборствовать, даже звать на помощь.
Педагог не может не знать, что у нее в группе есть девочка, являющаяся мишенью для задир. Такие дети обычно спокойные, находятся как бы «на своей волне», у них недостаточно сформировано представление о личных границах. Безусловно, типы реагирования на конфликт, умение оценить ситуацию общения, закладываются в семье, полностью уровнять детей и оградить от распределения статусов невозможно. Есть дети, выраженно агрессивные, понимание нравственных ценностей приходит к ним очень постепенно и, явно позже четырех лет.
Но, учитывая, особенности детей, тех, кто склонен к агрессии и тех, кто для нее уязвим, педагог должен держать «группы риска» под пристальным вниманием и не допускать, хотя бы спонтанной физической агрессии.
Заметим, это средняя группа детского сада - даже не подготовительный возраст, авторитет педагога в таких группах обычно силен, и педагог для детей еще «лидер мнений».
Возможно, у девочки-жертвы есть поведенческие или неврологические проблемы, из-за которых воспитатель затрудняется ее социализировать или демонстрирует пренебрежительное отношение, а может этого нет. Возможно, воспитатель просто излишне флегматична в силу возраста или характера. В любом случае, воспитатель отвечает за жизнь и здоровье детей.
В работе каждого педагога могут произойти непредвиденные чрезвычайные ситуации: дети толкаются, падают с горок и качелей, устраивают истерики, дразнятся, засовывают в нос детали игрушек и бунтуют в тихий час. Но то, что мы увидели - не внезапная чрезвычайная ситуация, и не проблема одного «особого» ребенка, это часть системы групповых взаимоотношений, в которых подобное поведение допускается и тиражируется в группе.
Как защитить своего ребенка от подобных ситуаций? Универсальной линии поведения, которая гарантирует ребенку защиту от агрессии сверстников, нет. Стратегии поведения варьируются в зависимости от возраста, личных особенностей ребенка и его окружения. Есть одно общее правило, которому взрослый может объяснить ребенку и отрепетировать с ним, перед тем как отдать его в детский коллектив: «если тебя толкают, отбирают, бьют – не стесняйся шуметь в ответ, кричи, толкайся, привлекай к себе внимание». Право кричать и шуметь раскрепощает человека, позволяет ему действовать активно (вспомните спортсменов, их часто изображают кричащими), кроме того это правило может защитить ребенка при столкновении с опасностью в лице незнакомого взрослого. Молчаливая жертва всегда удобнее громогласной.