Найти тему

5 причин НЕ учить два алфавита сразу

Оглавление

Друзья, не устаю удивляться.

Мне казалось, что при таком количестве доступной информации, родители стали сознательнее относиться к воспитанию и образованию детей и принимать во внимание советы специалистов. Но вот письмо одной мамы:

Облик слова - это когда мы узнаем слово, едва на него взглянув. Когда слова все время перед глазами рядом с соответствующей картинкой, они запоминаются легче, чем когда мы пытаемся читать по правилам.
Облик слова - это когда мы узнаем слово, едва на него взглянув. Когда слова все время перед глазами рядом с соответствующей картинкой, они запоминаются легче, чем когда мы пытаемся читать по правилам.

“В три года я планирую отдать ребенка на английский, поэтому до этого времени нам надо выучить русский и английский алфавит. Не знаю, реально ли это, хотя времени еще год. Жду, когда появится хоть немного усидчивости, потому что заниматься он не хочет совсем, только бесится. Выучили половину русского алфавита, на этом все остановилось, новые буквы даются с трудом. Я считаю, что нужно начать изучать языки, как можно раньше, чтобы ребенок уже понимал отличия и не запутался."

Я даже уточнила у этой мамы, с какой целью она хочет, чтобы к 3-м годам ее ребенок овладел двумя алфавитами. На что она ответила, что не знает точно, как правильно, но хочет как-то помочь ребенку, подготовить его к занятиям.

Что же получается?  За красивой прической ребенку мы идем к опытному парикмахеру, желательно именно детскому, который знает, как работать с детьми. За решением проблем с зубами ребенка, мы выискиваем лучшего дантиста, который имеет большой опыт в лечении детских зубов. Но почему-то про воспитание и образование мы все знаем сами и ни с кем консультироваться не желаем. Зачем нужен опытный психолог или педагог, который научил за свою жизнь несколько сотен детей, когда есть один единственный мой ребенок, и я сама знаю, как его учить и воспитывать, хотя мое образование совсем в другой области и раньше с детьми я дело не имела?

Что же не так в этом плане по развитию мальчика двух лет?

Мама из этого сообщения планирует в интервале с 2 до 3 лет “запихать” (другого слова не нахожу) в голову ребенка два алфавита.

1. Зачем ребенку 3 лет знать два алфавита?

Этот год развития с двух до трех - становление речи. И если ребенок живет в русскоязычной среде - ему вполне хватит развития речи на родном языке. Если в 2 - 2.3 ребенок уже говорит предложениями, дальше начинается период освоения норм языка и все эти смешные ошибки с окончаниями и формами глаголов, пока ребенок не разберется с тем, как это работает. Кроме того, в это время активно расширяется словарный запас. И это не просто названия новых предметов. Ребенку нужно разобраться во временах года, распорядке дня, времени и многом другом.

2. Зачем учить буквы?

Отдельное изучение букв на раннем этапе можно делать разве что для развлечения - оно никак не будет способствовать переходу к чтению. А именно к этому вы будете стремиться дальше, после трех лет. Подумайте логически сами - как названия букв алфавита или знания их порядка помогут вам сложить эти буквы в слоги или правильно прочитать слова? Почему ЭМ и ЭЛ вдруг начинают читаться как М и Л или еще интереснее, как мягкие М’ и Л’? Лучше тогда сразу учить читать слоги и работать с обликом слова.  Но это лучше делать не в 2 года. Кстати в английском история с названием букв алфавита и правилами чтения ещё интереснее, чем в русском.

3. Зачем торопиться?

Мама из письма не уверена в реализуемости своего плана, но ей кажется, что один год для освоения двух алфавитов - это большой промежуток времени. Возможно, это верно для взрослого человека. Хотя и здесь у меня сомнения.  Не уверена, что вы бы легко освоили два разных алфавита за один год. Для ребенка, который только начинает говорить предложениями, это задача практически непосильная.

Положите перед собой английский и русский алфавит. Чем они похожи? А чем отличаются? Везде есть буква А, только читается она по-разному. И буква В есть везде, только в английском она дает такой же звук, как буква Б в русском. То есть одинаковая на вид буква называется в двух языках по-разному. И буква С есть и там, и там, только в английском она может читаться, как буква К иногда. И это мы ещё не дошли до букв И - N, или буквы Н. Кстати, как вы думаете, из какого алфавита я ее взяла?

Вы уверены, что ребенок 2-3 лет не запутается? И что ему легко потом дастся переход к чтению?

Кстати, вы обратили внимание, что по словам мамы из письма, вторая половина русского алфавита дается труднее. Вспомните, какие там буквы. Р, Ф, Ц, Щ, Ш, Ъ, Ю, Я - часть из них передают те звуки, которые многие дети осваивают в лучшем случае годам к 5-ти, не говоря уже о том, что названия букв ю [йу], я [йа] - очень далеки от чтения этих букв даже в знакомых словах типа 'мяч' или 'люк'.

Результат этой мамы на данный момент - половина русского алфавита. С этим результатом тоже нужно быть внимательными. Что это значит? Ребенок узнает и называет все буквы в книге? Или узнает буквы в любом написании, например в  вывесках на улице? Знает ли он слова, которые начинаются на эти буквы?

4. Зачем нужна усидчивость?

Далее мама из письма жалуется на усидчивость ребенка, отсутствие которой мешает обучению. Друзья, я думаю вы знаете лучше меня, что дети существа более естественные и природные чем мы, взрослые. И они подчас знают лучше нас, что для них хорошо. Часто они интуитивно не едят то, что плохо для их организма; садятся в такую позу, которая максимально полезна для их позвоночника; хотят бегать, лазить и прыгать, потому что интуитивно знают, как это важно для них. Мы  сегодня немного зациклились на мелкой моторике. Безусловно перебирание круп невероятно важно для развития ребенка, но все больше психологи напоминают нам о крупной моторике, развитие которой способствует развитию мозга и речи! Поэтому ребенок в 2 года не может быть усидчивым. 5-минутное занятие по книге обязательно должно смениться активными упражнениями.

Другое дело, что усидчивость надо развивать, чтобы в саду, в школе, любом общественном месте ребенок мог усидеть на месте и удерживать внимание. Но развитие усидчивости - это не только книга с буквами. Это и инсценированная сказка, и увлекательная настольная игра или мозаика, и совместное чтение книг. Мы приучаем ребенка быть усидчивым, начиная с упражнения на разглядывания картинок длиной в 1 минуту уже с года. То есть ждать появления усидчивости дело неблагодарное, ее нужно и можно развивать. Для занятий английским в 4-5 лет мы рекомендуем родителям начинать с 10-15-20 минут в день, в зависимости от усидчивости ребенка. И то - обязательно как минимум 5-минутная зарядка в середине занятия, как максимум много активных заданий.

Даже на занятиях в школе я всегда даю задания, где нужно встать и пройтись по классу - провести опрос, составить диалог с каждым, не говоря уже о зарядке на английском. Такие задания особенно нужны детям поменьше. И английский, и буквы можно учить активно. Не обязательно все время сидеть на одном месте: можно ходить по комнате, гулять на улице и продолжать изучать буквы или английский.

5. Зачем начинать изучать языки рано?

Сразу отмечу, что я тоже за ранее изучение языков. Но мы (авторы проекта levkoenglish.ru)  считаем возраст 4 года - вполне подходящим для начала изучения английского. Ребенок уже неплохо владеет родным языком, уже понимает, что существуют другие языки, уже готов изучать фразы, а не отдельные слова. При этом даже самого низкого уровня владения английским будет достаточно родителям для того, чтобы самостоятельно начать занятия с ребенком.

И наоборот, те, кто вслед за новомодными методиками мечтает вырастить билингва в русскоязычной среде, забывают о том, что для обучения ребенка еще одному языку с рождения, рядом нужен носитель этого языка или как минимум человек, свободно на этом языке говорящий с ребенком. Ежедневно. Без перерывов на отпуск. Но это уже совсем другая история.