Про собеседования слагают легенды и анекдоты, но почему же всё обстоит так печально?
«Ну нарисуйте что-нибудь»
Начнем с того, что в России пока совершенно не развита сфера управления человеческими ресурсами. О чем говорить, если у нас не так давно узнали, что такое «оффер», «тим-билдинг», начали применять замысловатые психологические тесты (недавно мне пришлось рисовать на собеседовании, сказали «ну нарисуйте что-нибудь») и пока что категорически и откровенно не умеют проводить собеседования.
«А что значит уметь проводить собеседования?» - спросите вы. Задача встречи проста: с одной стороны, убедиться, что кандидат подходит для работы, т. е. обладает знаниями, опытом, пониманием, может ещё чем-то важным. С другой – прояснить, что нужно будет делать на работе и подходит ли это соискателю: достаточна ли денежная компенсация, нравится/не нравится, удобно ли добираться, подходит ли график и т. д.).
Несмотря на видимую незамысловатость задачи, интервью с нанимателем обычно – это схватка маразма с оптимизмом. Представители работодателя тужатся изо всех сил, чтобы максимально «впечатлить» и убить наповал нелепостью вопросов, пытаясь хоть по какому-нибудь из ответов понять: «Вот он, кандидат моей мечты». А соискатель надеется получить работу и ради этого терпит что угодно: вопросы не по теме, вопросы-клише, смысл которых так и не стал никому известен (в т.ч. и работодателю), любые дурацкие тесты и задания из серии «спой, спляши, скажи чё-нить по-английски, а могёшь еще на французском?». Хотя, к несчастью, стороны рискуют никогда больше не увидеться после встречи. Почему HR-специалисты и руководители среднего звена демонстрируют свою импотенцию в области найма и что мешает осуществлять качественный подбор персонала?
1. Отстают от трендов. Есть масса новых профессий, в которых ни эйчар, ни руководитель могут попросту не разбираться. Если вы интернет-маркетолог, веб-дизайнер, программист, SEO-специалист, SMM-специалист, готовьтесь к тому, что будет цирк с медведями. Функциональные обязанности будете писать сами, KPI будете придумывать себе сами. Так и знайте: на собеседовании будут спрашивать то, что успели нагуглить. И еще будут пытаться произвести впечатление знатоков и сыпать английскими терминами. Выбирать будут по субъективным признакам, поэтому говорите увереннее, вы точно разбираетесь в своей теме лучше.
2. Не знают техник интервью. Если грубо: что надо спросить у человека, чтобы убедиться, что он соответствует требованиям? Чтобы задавать правильные вопросы, надо быть образованным и натасканным. И всё это не относится к сотрудникам сферы HR в России. У нас в HR идут те, кто не преуспел в других областях (да простят меня). В то время как подбор персонала – сложная наука, которой надо учиться. Наши пока научились только задавать вопросы как на Западе: «кем вы себя видите через 5 лет?», «почему хотите работать в нашей компании?», «назовите свои сильные/слабые стороны» - что в российских реалиях звучит просто дико и комично.
3. Не умеют коммуницировать. Казалось бы, если не разбираешься в профессии и не знаешь, как профессионально выудить из человека то, что нужно, просто поговори с ним по душам. Но парадокс в том, что простая коммуникация – это еще сложнее. Если вдуматься в суть вещей, то грамотно разговаривать и поддерживать диалог не умеет почти никто. Обычно беседа балансирует на грани бестактности, дурного тона и примитивного юмора. Искусству разговора надо учиться с детства, чтобы уметь экологично выражать чувства и эмоции. Это относится как к интервьюерам, так и к соискателям. Простой пример: попробуйте рассказать о причине ухода с прошлого места работы без обмана и перекладывания ответственности на других людей. Без шуточек, ухмылок, эвфемизмов и нецензурщины. То-то же.
4. Упадок на рынке кадров. Отсутствует понятия профессионализма во многих профессиях. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…». У некоторых профильного образования нет вовсе, а у кого есть – кому оно нужно? Профессионал у нас – это и врач, который сто лет не переобучался, и интернет-маркетолог, прошедший 3-дневный онлайн-курс из дома. Отсюда непонятно, как оценивать кадры, как определять степень их квалификации. Нет понятия карьеры и адекватных ступеней развития. Для сравнения в Америке и Англии имя вашего ВУЗа играло бы огромное значение. И задолго до его окончания вы уже имели бы представление о том, куда пойдете работать и как будет развиваться ваша карьера по шагам. В цивилизованном мире квалифицированные кадры не только получают высокооплачиваемую работу, но и несут материальную, иногда и уголовную ответственность за свои действия.
5. Бешеная конкуренция. Если говорить о Москве, то в поисках подходящего кандидата хантер может переработать 100-200 резюме, иногда больше. В офис на встречу пригласят примерно десятерых – на одну позицию в первую волну поисков. В таких условиях работодатель чувствует себя царём и начинает выбирать по размеру груди и тембру голоса. А что еще делать, если все эти люди формально подходят? А некоторые их них готовы уступить в своей оплате 10-20 процентов, да это же просто сказка!
Что со всем этим делать? Книгу «Как 100%-но пройти собеседование и получить работу» еще никто не написал. Могу поделиться своими наблюдениями:
1. Успокойтесь и сохраняйте собственное достоинство. Определитесь с тем, что вам нужно и за какие деньги вы это будете делать, прицельно ищите такие вакансии. Если на собеседовании вам задают откровенно дурацкие вопросы или выказывают неуважение любым способом, лучше сразу уйти. Поверьте, невежество и хамство будет не только на собеседовании.
2. Постарайтесь четко составить резюме: поменьше воды, побольше фактов. Хорошенько поройтесь в памяти и найдите достижения, которыми гордитесь. Отдельно продумайте ответы на банальные вопросы. Постарайтесь не придумывать, а говорить правду. Так вы увеличите шансы на дальнейшее взаимопонимание с руководством компании.
3. Учитесь. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша стоимость на рынке и выше спрос на вас. Есть спрос, значит, будут звать на собеседования, будет выше шанс найти «своё». Сейчас полно курсов и дополнительного обучения во всех сферах. Не скупитесь, регулярно вкладывайте в себя, тогда поиск работы будет проходить намного приятнее.