Найти тему
Little jazz Conversation

Yesterday

Наконец-то посмотрел "Yesterday".
Спешу поделиться впечатлениями, особенно первым: «Они украли мою идею!»
Шутка, конечно, но в детстве у меня и правда была похожая мечта. Вот просыпаюсь я утром, и вдруг выясняется, что я единственный, кто помнит все самые крутые песни, когда-либо созданные человечеством. И я тут же становлюсь самым известным музыкантом в мире. Критики поражаются моей гениальности, я почиваю на лаврах. Занавес.
В детстве о таком мечтал, наверное, почти каждый придурок. Даже странно, что никому до этого не пришла в голову мысль снять фильм с таким сюжетом.

И да, кино хорошее, хотя, вроде, Бойл другого не снимает. Местами искренне смешное, местами трогательное. До уровня «Across the Universe» не дотягивает, но для уютного семейного вечера - идеальный вариант.
А вот стержневая идея фильма спорная. Заявка сюжета показана в трейлере, так что если я её напомню, то за спойлеры меня не должны закидать: музыкант-неудачник вдруг оказывается в мире, где группы The Beatles никогда не существовало. Теперь он единственный, кто помнит их песни. Естественно, чувак пользуется ситуацией по полной и становится музыкальной суперзвездой.
И это довольно странно: песни The Beatles безумно крутые, невероятно талантливые. Но песни не могут существовать в вакууме. Феномен битлов неотделим от эпохи. Они совершили не только музыкальную революцию, но и социальную, и культурную, и сексуальную. Сейчас нам сложно представить себе, каким было общество спустя двадцать лет после Второй мировой войны, какие раны оно зализывало, какие травмы залечивало. Молодежь 60-х в чопорной Европе и закомплексованных Штатах с подавляемыми желаниями и надеждами искала маяки и ориентиры, которые указали бы новый путь.
Когда сегодня смотришь черно-белую хронику, поражаешься, как легкое, абсолютно невинное движение бедром Элвиса Пресли взрывает зал. А The Beatles и вовсе высвободили столько энергии, что обратной дороги уже не было.

https://themusicsite.com/ фанаты Битлз пытаются прорваться через полицейских, 1965
https://themusicsite.com/ фанаты Битлз пытаются прорваться через полицейских, 1965

Так за что мы любим песни The Beatles? За аранжировки, которых никто до них не делал, за сложные многочастные структуры, неожиданные сочетания гармоний? Да, но в первую очередь за цепкие мелодии. Кстати, куда они делись? Сегодня аранжировки стали богаче, биты - мощнее, качество звука - вообще космос, появились сэмплы и эффекты, а вот мелодий пропали.
По сюжету фильма из истории музыки пропали только битлы, остальная музыка 60-х осталась. Тем сильнее мои сомнения: вряд ли такой фурор The Bestles был бы возможен в 2010-х. Поколению Z их песни показались бы чем-то милым, олдскульным, но не тянули бы на откровение, каким они стали полвека назад.
Чудеса случаются. The Beatles в наши дни могли бы прославиться и стать теми же, кем были в 60-х, но не благодаря своим песням, а вопреки.
Недаром один из главных героев фильма – это Эд Ширан (причем играет его сам певец). Он как раз по сути порвал шаблон шоу-бизнеса: паренек с крайне специфической внешностью поет под акустическую гитару. Продюсеры крутили пальцем у виска, а он прославился на весь мир, хотя мелодии Ширана даже странно сравнивать с битловскими.

express.co.uk
express.co.uk

Джоан Роулинг в свое время издатели наперебой говорили, что дети не читают длинные романы, а серия про Гарри Поттера стала бестселлером галактического масштаба.

Осторожно, спойлер!
Отдельно тронул эпизод с Джоном Ленноном. В мире без битлов его, разумеется, никто не убивал, поэтому главный герой встречается с живым и здоровым стариком.

Понятно, что он не был бы тем Ленноном, если бы не стал музыкантом, но я почти расплакался. Тут уже стало действительно интересно: что было бы
с нашим миром, если бы Леннон не стал Ленноном? Зато он был бы жив.