Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Как устроен тендер паровоза и почему зимой в морозы вода в нём никогда не замерзает или это не так?

При интенсивной работе мощные паровозы последних серий выпусков расходуют только за один час 20 000-25 000 кг воды и до 5 000 кг угля! Но где же разместить запасы воды и топлива, которых бы хватило на несколько часов непрерывной работы паровоза? Для размещения запасов воды, топлива, а также смазки к паровозу прицепляется отдельная повозка, называемая тендером.

Экипировка водой тендера паровоза серии Л зимой на станции Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Экипировка водой тендера паровоза серии Л зимой на станции Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Тендер - неотъемлемая часть любого магистрального паровоза. Тендеры паровозов большой мощности в 2 500-3 000 л.с. такие как серий ФД, ИС, П36 имеют водяные баки, ёмкость которых доходит до 50 куб. м.; это целое водохранилище или бассейн, как хотите, глубиной более 2 метров!

Трафареты с указанием массы запасов воду и угля на тендере мощного тованого паровоза серии ФД. Фото: Алексей Алексеев
Трафареты с указанием массы запасов воду и угля на тендере мощного тованого паровоза серии ФД. Фото: Алексей Алексеев

Для удобства наблюдения за уровнем воды водяные баки снабжены указателями поплавкового типа, шкала которых вынесена в контрбудку. Большую часть объёма тендера паровоза, примерно 2/3, как мы видим на рисунке ниже, занимают запасы воды и лишь 1/3 приходится на запасы топлива.

-3

В средней части тендера размещён бункер для топлива. Задняя и боковые стенки угольного бункера наклонные. Это способствует естественному ссыпанию угля на дно бункера в корыто механического углеподатчика (стокера) или к лотку в контрбудке по мере расходования топлива.

Бункер для топлива на паровозе серии Л. Фото из открытых источников в сети
Бункер для топлива на паровозе серии Л. Фото из открытых источников в сети

Водяному баку придаётся П-образная форма. Такая форма оказывается наиболее удачной для удобного совместного размещения запасов воды и топлива. Сверху на тендере паровоза имеются заправочные люки с фильтрующими сетками для экипировки паровоза водой, расположенные для удобства подвода гидроколонки с каждой стороны и посередине.

-5

Водяной бак разделен перегородками с отверстиями на ряд отсеков. Отверстия в соседних перегородках, как видно на рисунке выше, смещены относительно друг друга. Перегородки смягчают удары от колебания воды при движении паровоза, особенно при внезапных изменениях скорости, например при резком торможении.

И наконец меня часто спрашивают в комментариях к паровозным публикациям читатели:

"Почему вода в тендере паровоза не замерзает зимой?"

Всё просто. Не замерзает вода в нём до дна по той же самой причине, что и зимой вода в пруду. Каковы объёмы воды в тендере паровоза мы уже с вами сегодня выяснили. Это огромные бассейны в несколько десятков кубических метров глубиной до 2 и более метров на мощных паровозах!

Пассажирский паровоз серии Су и меневровый тепловоз ТЭМ18Д на станции Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирский паровоз серии Су и меневровый тепловоз ТЭМ18Д на станции Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Охлаждённые верхние слои воды на поверхности в тендере конечно же может прихватить зимой коркой льда в сильный мороз при длительной стоянке паровоза где-нибудь на станции или в депо, но не более того. В целом же водяные баки тендера представляют собой закрытую конструкцию, предохраняющую воду в нём от полного промерзания. Да и на ходу паровоза происходит сильная качка, в результате которой массы воды в тендере находятся постоянно в движении.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК