«Школа – островок безопасности в море бушующего хаоса».
Такой плакат висел над дверями нашей школы. Но заходя в здание школы во время перемены могло сложится совершенно иное впечатление – школа – бушующий хаос.
Уставшие сидеть смирно 45 минут ученики носятся друг за другом по коридорам. Мальчики гоняются за девочками, девочки коварно укрываются в женских туалетах, куда мальчикам доступ закрыт, и они терпеливо ждут, когда хитрые дамочки снова выйдут на нейтральную территорию и погоня продолжится.
В моём детстве на всех переменах девчонки прыгали в резиночку, двое держат резинку на разных уровнях, третья скачет.Это могло продолжаться вечно, если бы не предательский раскат звонка, сигнализирующий о начале урока. Дети - Perpetuum mobile, вечные двигатели, и если была бы возможность к каждому ученику присоединить динамо-машину, то вырабатываемым электричеством осветили бы кварталы города. Но это было когда-то.
Сейчас всё иначе
Двигательная активность частично сохраняется на этаже, где занимается начальная школа, но большинство детей, отсидев 45 минут урока выходят в коридор, чтобы найти место, снова сесть и играть на телефоне. Десять-пятнадцать минут перемены ребята тихо-спокойно кромсают электронные фрукты электронными ножами или передвигают шарики из пункта А в пункт Б. Ребята постарше погружены в соцсети и там общаются, смотрят фотографии, ставят лайки, дружат, ссорятся, шутят и обижаются.
Всё происходит только в виртуальном пространстве, в реальном мире дети статичны, головы наклонены над светящимся экранами, двигаются только пальцы. Ходить по коридорам теперь безопасно, вероятность, что в живот влетит бегущий четвероклассник, сведена к минимуму.
Гиподинамия - ослабление мышечной деятельности организма в результате малоподвижного образа жизни – настоящая проблема современных школьников. Четыре шесть уроков дети сидят, выходят на перемены и снова сидят, но уже с телефонами.
Два года назад, я с пятиклассниками пешком отравилась покупать попугая
Мы прошли два квартала, и дети стали ныть, что устали, что так далеко они ни разу не ходили. Моему удивлению не было предела, хотя чему удивляться многих учеников родители возят по городу на машинах, у кого машин нет, те предпочитают две-три остановки проехать на маршрутке, самокате, скейте, моноколесе, чём угодно только не пешком. Такая опция, как «пешая прогулка», находится в неактивированном варианте. Даже если, ребята занимаются в какой-то секции, то до секции тоже едут на транспорте.
В девяностые годы моя подруга прожила год в Америке, поехав туда по обмену школьниками. Жила она в обычной американской семье. Подруга рассказала нам, что семья на уикенд садится в автомобиль, едет до парка, выходит, гуляет в парке, садится в автомобиль и едет обратно домой. Двадцать пять лет назад нам казалось странным, идея ехать на машине в парк, чтобы погулять, почему нельзя дойти пешком, увеличив время прогулки. Сейчас это стало нормой и в нашей стране.
Человек может испытывать «мышечную радость», обычно она наступает после хорошей тренировки, и происходит это благодаря выработке особого гормона проопиомеланокортина. Для выделения этого гормона организм должен испытать стресс в виде большой физической нагрузки, преодолев которую человек получает положительные эмоции. Конечно, 10-15 минут перемены мало для максимальной физической нагрузки, но этого времени достаточно для того, чтобы переключиться с умственной деятельности на мышечную и достаточно для того, чтобы глаза отдохнули от напряжения. Вспомним старика Гиппократа, который утверждал, что движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение. Давайте объясним детям что не надо всю перемену проводить в телефоне.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.