На Общероссийском родительском собрании О.Ю. Васильева озвучила свое мнение о грядущих изменениях в образовании.
Одно из них - ввести зачёты по некоторым предметам:
"По физкультуре, музыке и ИЗО считаю целесообразным ввести зачёт. Я много лет преподавала в школе и вузе, все дети разные, я знаю. Я ставила оценки за старание, потому что разная память, разные возможности восприятия материала".
Как вам такой поворот событий?
Меня, как психолога, удивило вот что. Госпожа Васильевна понимает, что у детей разные возможности в освоении таких предметов, как ИЗО, физкультура и музыка и считает возможным ставить оценки по этим предметам за старание. Но ведь и освоение остальных школьных предметов во многом зависит от способностей ребёнка усваивать их.
Может быть стоит тогда и оценки по русскому языку, математике, химии ставить за старание?
Я переживаю за тех детей, для которых получение четвёрок и пятёрок по физкультуре, музыке и другим "неважным", с точки зрения некоторых педагогов, родителей и министра предметам - единственная возможность получать высокие оценки в школе.
Эти дети лишаются возможности не только получать свои законные четвёрки и пятерки, но и возможности переживать ситуацию личного успеха в стенах школы.
Каждому, хоть немного знакомому с психологией, да и просто наблюдательному человеку понятно, что мотивация к обучению, как правило, снижается у тех детей, которым учеба даётся труднее других. Эти дети тратят на приготовление уроков намного больше сил и времени и практически не получают позитивного подкрепления. Оценка их труда, во многих случаях, так и остаётся на уровне троечки, которая сопровождается, в лучшем случае, вздохом разочарования, а в худшем - всплеском раздражения мамы и учителя, а ещё высокомерной усмешкой более успешных одноклассников.
Как такому ребёнку любить школу и учение? Высокие оценки по физкультуре (музыке, ИЗО и т.п.) помогают многим из этих детей сохранить самоуважение и уважение других людей (учителей, одноклассников и даже родителей).
Такие школьники имеют возможность хотя бы несколько раза в неделю смело и радостно идти домой, не боясь вопроса мамы и папы: "Какие оценки ты получил сегодня?".
Согласитесь, фраза: «У меня по физкультуре сегодня пять... ну и по русскому трояк» звучит гораздо вдохновляющее, чем: «Я получил «зачет» по физ-ре и три по русскому».
Почему мы решили пожалеть физически слабых/не умеющих рисовать/петь, но способных в науках детей и создать стрессовые условия обучения в школе для тех, кто имеет низкие способности к языкам или к точным наукам.
Давайте вспомним о детях с дисграфией, для которых каждый диктант - это почти неминуемая двойка, в лучшем случае троечка, а каждая письменная работа по другим предметам почти наверняка не пятерка, так как из-за большого количества орфографических ошибок редкий учитель поставит им высокую оценку.
Не приведет ли эта ситуация к тому, что нам придется жалеть «ботаников». Ведь те, для кого урок физкультуры — хорошая возможность продемонстрировать свои способности и получать высокие оценки, движимые естественным желанием быть не хуже других, будут искать способы продемонстрировать свои сильные стороны в стенах школы. И тогда держитесь «ботаники»...
Хочется, чтобы школа осталась территорией для всех!
Хочется, чтобы каждый ребёнок со своим индивидуальным набором способностей (и неспособностей) имел возможность получать бонусы в виде высоких оценок.
Кто решил, что знания по математике (истории, химии и т.д.) важнее физической ловкости и выносливости?
Кто решил, что уметь пересказывать тексты ценнее, чем уметь изображать объекты или свои мысли с помощью рисунка?
А что думаете вы по этому поводу?
Светлана Цуркан
Другие статьи этого же автора:
Как научить ребёнка самодисциплине
Как воспитать ребёнка одарённым
Как воспитать ребёнка счастливым
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).
Чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте, Одноклассники, Facebook.