Найти в Дзене
Видимое временно...

Уильям Хокинг: "Потенциально люди становятся более религиозными"

"Массовый атеизм" нашего трагического века - факт не случайный. И дело совсем не в том, что у народов европейского круга исчерпала себя вера в Бога. Отход от нее имеет три главные причины.

Первая заключается в том, что христианство оказалось в эпицентре
урбанизации, которая нанесла тяжелый урон духовным ценностям и нравственному состоянию общества.

-2
-3
-4
-5
Этот  ураган  не  достиг  в   полной   мере   народов, исповедующих ислам и другие религии.
Этот ураган не достиг в полной мере народов, исповедующих ислам и другие религии.
Площадь у отеля "Тадж-Махал" в Мумбаи.
Площадь у отеля "Тадж-Махал" в Мумбаи.

Вторая причина связана с ошибками руководителей Церквей, с
извращением некоторыми из них подлинного духа религии.

Протоиерей Владимир Головин запрещен в служении
Протоиерей Владимир Головин запрещен в служении

Третья коренится в плоской "духовной буржуазности", о которой говорил Николай Бердяев, в идеях секуляризма и Человекобожия.

Русский религиозный философ Николай Бердяев
Русский религиозный философ Николай Бердяев

Эти идеи впервые зародились в древнем мире; наиболее же яркое выражение они нашли в эпоху Ренессанса. Тогда, около 400 лет назад, западный мир оказался перед соблазном языческого гуманизма и в
значительной своей части не устоял перед ним.

Человек как "мера всех  вещей" был возведен в ранг божества, его разум объявлен высшим судьей в глубочайших вопросах бытия, его природа провозглашена гармоничной и прекрасной  в  самих своих основаниях.
Человек как "мера всех вещей" был возведен в ранг божества, его разум объявлен высшим судьей в глубочайших вопросах бытия, его природа провозглашена гармоничной и прекрасной в самих своих основаниях.

Идеологи "просветительства" и рационализма создали теоретическую платформу для подобных притязаний. Возник настоящий культ науки: социальные преобразования стали казаться единственным лекарством от всех недугов мира, а идея неуклонного прогресса, расцветшая в XIX веке, укрепила эти позиции.

-11

Атеистический гуманизм, отвергнув гуманизм христианский, не уставал предсказывать гибель религиозной веры. Однако она не только выстояла, но и продолжала жить полной жизнью. Период от XVI до XIX века дал Церкви множество святых, подвижников, богословов; расцвела деятельность миссионеров, которые вывели христианство за пределы Европы; возникли новые духовные движения.

Старец Иосиф Ватопедский
Старец Иосиф Ватопедский

В ответ на это были предприняты прямые попытки уничтожить христианство силой.

Еще в годы Конвента вспыхнули массовые гонения на Церковь. Казнили
епископов и священников, храмы превращали в клубы, оскверняли гробницы святых (в частности, св. короля Людовика). Собор Нотр-Дам стал местом, где поклонялись разуму. По улицам Парижа провезли катафалк, нагруженный священными предметами, что должно было знаменовать "похороны Бога". Но вскоре стало очевидно, что "похоронили" атеисты отнюдь не Бога, а всего лишь кучу церковной утвари.

Собор Нотр-Дам после пожара
Собор Нотр-Дам после пожара

С Французской революцией "штурм Небес" не кончился. Вновь и вновь
продолжался он то под знаком эволюционизма или библейской критики, то под предлогом борьбы с реакцией.

-14

Бисмарк и французские министры, немецкие социал-демократы и русские революционеры с разных сторон вели упорные атаки на христианство.

-15

Однако на рубеже XX века опрос, проведенный среди деятелей культуры, показал, что, по мнению большинства из них, религия далека от упадка.

Великорецкий крестный ход 2017
Великорецкий крестный ход 2017

Известный американский философ Уильям Хокинг писал в те годы:

"Не следует спешить с суждениями о том, что наш век нерелигиозен. Потенциально люди становятся более религиозными. Это развитие религии еще скрытый факт".

Уильям Эрнест Хокинг - американский философ-идеалист, представитель персонализма. Профессор Калифорнийского (1906—1908), Йельского (1908—1914) и Гарвардского (1914—1943) университетов. Ученик Дж. Ройса К. Фишера, В. Дильтея, В. Виндельбанда.
Уильям Эрнест Хокинг - американский философ-идеалист, представитель персонализма. Профессор Калифорнийского (1906—1908), Йельского (1908—1914) и Гарвардского (1914—1943) университетов. Ученик Дж. Ройса К. Фишера, В. Дильтея, В. Виндельбанда.

А поскольку факт этот постепенно становился все менее скрытым, атеизм снова прибегнул к насилию.

"В первой трети XX столетия социальные перевороты в России, Мексике, Германии и Италии привели к настоящей войне против христианства и других религий, войне, которая в КНР и Албании приняла впоследствии тотальный характер. Весь возможный арсенал средств - от пропаганды через печать и радио, трибуны и кафедры до жестоких массовых расправ - был пущен в ход, чтобы покончить с религией. Рука об руку с воинствующим богоборчеством против нее шли индифферентизм и пошлая рассудочность, обывательский материализм и "новый" гуманизм - эпигон ренессансного. Но победа, на которую так надеялись гонители, не наступала."
Протоиерей Александр Мень
-18