Светает. За окном белый осенний туман. Должно быть, здорово холодно. Не повернуться ли на другой бок и поспать еще часок-другой?
Но день будет, наверно, хороший: сильная роса, небо светлеет, тихо. Живо оденемся и, захватив бинокль, записную книжку, краюшку хлеба, тронемся в путь.
Время не ждет. До восхода солнца мы должны добраться до опушки леса за деревней. Оттуда начнем свое странствие за осенними стаями.
Почти все наши оседлые птицы осенью и зимой живут стаями, иногда довольно большими. Особенно заметны стаи синиц. Осень - синичья пора. В это время по лесам нашей страны бродят миллионы синиц. Вот мы у цели нашего пути — на опушке смешанного леса. Туман пропадает, клубясь, собирается у реки слева. Небо заметно поголубело, северо-восток розовой лентой светлеет над деревьями.
Присядем на бревне у дороги и прислушаемся. Полная тишина. Лишь на макушке осинки слабо трепещут желтые и красные листочки, но вот где-то далеко-далеко слышна звонкая перекличка. Несколько голосов на разные лады повторяют отрывистые свистовые и трещащие возгласы. Это идет синичья кочевая стая.
Она приближается. Устроим засаду у опушки. Щель между бревнами достаточно широка, чтобы два человека могли пролезть туда. Бинокли едва ли возбудят подозрение. На всякий случай можно прикрыть щель сверху кусками коры.
Все готово. Теперь затихнем. Нас нет, и стая движется одна, зная, что человек далеко и неопасен. Возгласы слышны ближе, и сразу заметно, что стая не летит, а идет, перебирается по деревьям. Недаром говорится: синичьи стаи бродят по лесам.
Из-за елочки выпорхнула желтогрудая, с черным галстучком и белыми щеками, чернолобая птичка. Это большая синица - один из главных членов стаи. Их здесь наберется не один десяток. Вот вылетела другая, за ней третья. А где же первая? Она на березке. Зажала что-то в лапках и раздалбливает клювом. Постукивает, точно дятел. А рядом возятся еще пять-шесть птиц.
И видно, что не все птицы в стае одинаковы. Вот эти - маленькие, серенькие, с черными шапочками - пухляки, или гаички, оливково-буроватые, с вздернутым хохолком, - хохлатые синицы, а там, на елке повыше, как будто самые мелкие, темносиние, с большой черной манишкой на груди, - московочки.
И не только синицы сейчас в стае. Вот приглядитесь к маленькой птичке, буро-коричневатой, с пестринками, с довольно длинным, слегка изогнутым тонким клювом, - это пищуха. Ни наружностью, ни поведением она не похожа на вертлявых, непоседливых синиц.
Протяжно посвистывая, ползет пищуха вверх по стволу, лишь изредка останавливаясь, чтобы своим тонким клювом достать что-то из щелей коры.
Вот она взобралась на высоту 4-5 метров и вдруг порывисто перелетела к основанию соседнего дерева. Задержалась тут на несколько секунд и снова быстро полезла вверх. Так аккуратно осматривает почти каждый ствол по пути движения стаи.
А вот еще новый член стаи - поползень. Кургузый, остроносый, голубоватый сверху, с черной полоской через глаз, он стремительно перелетел на осину и, прицепившись к стволу вниз головой, принялся что-то доставать из трещин коры. Попытка увенчалась успехом и поползень сорвался с места и улетел.
Кто-то протяжно затрещал над нами. Это большая синица начала исследовать бревна нашего убежища. Она совсем рядом: наше присутствие еще не обнаружено.
Можно послушать, какие разнообразные позывы у этой птички, и еще раз проверить, как они соответствуют определенным событиям синичьей жизни. Потом начинается осмотр, во время которого синицы выкрикивают несколько различных позывов.
Стукнем тихонько в бревно. Тревожный возглас: "пичь-пичь-тара-рарр" и ответные голоса других синиц. Повторим удар — исследователь бревен с громким: "пинь-пинь-пинь-тарара" отлетает подальше.
Но вот слышны удары более сильные, чем стук синиц. Это стучит большой пестрый дятел. Он часто присоединяется к синичьей стае. Возможно и наоборот, что синицы следуют за дятлом. Он помогает синицам добывать насекомых из гнилого сухостоя. Постукивая то здесь, то там, перелетает дятел по деревьям, но нигде не задерживается, — очевидно, богатой добычи нет.
Стая редеет. Голоса слышны уже в стороне, вправо от нас. Видны только московочки; перекликаясь звонким "тюй-пи...", они копошатся на елках. Но вот и московочки перебрались дальше, вслед за удаляющейся стаей.
Пойдем медленно вслед за движущейся стаей. Нельзя спешить, иначе мы будем гнать стаю, и она изменит свое направление. А его-то нам и интересно проследить.
Стая идет по опушке смешанного леса. Вдоль опушки тянется широкая, метров сорок, низкая поросль из ольхи, березок и хвойного молодняка.
Разнообразные голоса, перекличка, слабые удары синиц, энергичная долбежка дятла.
Что-то случилось. Разбойница - большая синица -отнимает находку у гаички. Та пытается сопротивляться, но тщетно: более сильная соперница прогоняет гаичку, выхватив кусочек из-под носа.
Стая все время движется вперед. Впереди от опушки в поле тянется ряд елок, разделяющий две пашни. Посмотрим, куда направятся синицы.
Передовые члены стайки уже в начале елового ряда обшаривают остатки упавшего забора, но главная масса птиц движется левее, по поросли.
Перекличка птиц, миновавших елки, заставляет отбившихся вернуться. Прыгающим волнообразным полетом, попискивая, они скосили угол через поле, перекинувшись к стае. Никогда не оторвется синичка от стаи, не свернет с общей дороги.
Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.