Исследования в области образовательных технологий часто критикуются за отсутствие теоретической основы. Здесь предложены концептуальные рамки для образовательных технологий, основываясь на формулировке Шульмана "педагогического содержания знаний" и распространяя их на феномен учителей, интегрирующих технологии в свою педагогику. Эти рамки являются результатом 5-летней работы над программой исследований, направленной на повышение квалификации преподавателей и развитие профессорско-преподавательского состава в системе высшего образования.
В нем предпринимается попытка отразить некоторые из важнейших качеств педагогических знаний, необходимых для интеграции технологий в процесс преподавания, с учетом сложного, многогранного и локального характера этих знаний. Продуманное педагогическое использование технологий требует развития сложной, расположенной формы обучения, которая называется Технологическая Педагогика как Инструмент Обучения (ТПИО). При этом в ней определены сложные роли и взаимодействия между тремя основными компонентами учебной среды: содержанием, педагогикой и технологией. Эта модель может многое предложить для обсуждения интеграции технологий на различных уровнях: теоретическом, педагогическом и методологическом.
Важным в науке является не столько получение новых фактов, сколько поиск новых способов их осмысления. — William Henry Bragg
Появление цифровых технологий кардинально изменило порядок и методы работы в большинстве сфер человеческой деятельности. Сторонники использования технологий в образовании часто предполагают аналогичные радикальные изменения в процессе преподавания и обучения. Вместе с тем стало ясно, что в области образования реальное положение дел значительно отстает от этого представления. Почему?
Частично проблема, как мы утверждаем, заключается в том, что мы склонны смотреть только на технические средства, а не на то, как они используются. Простого внедрения технологий в образовательный процесс недостаточно. В последнее время большое внимание уделяется вопросу о том, что необходимо знать учителям для того, чтобы надлежащим образом включить технологию в свою педагогическую деятельность. Однако стало ясно, что наше основное внимание должно быть сосредоточено на исследовании того, как эта технология используется.
Отчасти это можно объяснить отсутствием теоретической основы для развития или понимания этого процесса интеграции. Большинство исследований в области образовательных технологий состоит из тематических исследований, примеров передового опыта или внедрения новых педагогических инструментов. Разумеется, для углубления понимания важны хорошие тематические исследования, подробные примеры передовой практики и разработка новых инструментов для обучения. Но это лишь первые шаги на пути к созданию единой теоретической и концептуальной базы, которая позволила бы разработать и определить темы и конструкции, применимые в различных случаях и на различных примерах из практики. Как утверждал Selfe,
Атеоретическая точка зрения ... не только ограничивает возможности использования компьютеров в образовании, но и серьезно ограничивает наше видение того, что может быть достигнуто с помощью компьютерных технологий в более широком социальном, культурном или образовательном контексте. Пока мы не изучим влияние компьютерных технологий. ...с теоретической точки зрения, мы будем продолжать, близоруко и бессистемно, определять отдельные части головоломки в наших отдельных классах и отдельных исследованиях. Пока мы не поделимся теоретическим видением этой темы, мы никогда не увидим более широкой картины, которая могла бы придать направление и смысл нашей повседневной работе в классе.
Спасибо, что прочитали мою статью до конца! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь моими статьями в социальных сетях и ждите новых статей!