По последним оценкам, примерно 11% детей школьного возраста имеют "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ). Однако большинство родителей и учителей зачастую не видят у таких школьников признаки РАС (расстройства аутистического спектра). Наличие двух или более нарушений определяются как коморбидные или сопутствующие расстройства, которые при этом могут иметь разную этиологию.
Обзор недавних исследований показал, у 30-50 % детей с аутизмом имеются признаки СДВГ, аналогичным образом, предполагается, что и у 2/3 детей с СДВГ проявляется аутистическое расстройство. Также исследователи определили, что у детей в спектре в сопутствии с СДВГ, имеют более тяжелую степень нарушения в развитии. Поэтому так важна и необходима ранняя, точная и своевременная диагностика, которая в будущем позволит добиться наибольших успехов в коррекции расстройств.
Положительным моментом в данной ситуации является то, что многие методы реабилитации подходят для обоих расстройств одновременно.
В чем же сходство РАС от СДВГ?
Специалисты отмечают сложность в дифференциации этих двух расстройств в связи с их пересекаемыми признаками. Более того, симптомы СДВГ прослеживаются в поведении типичных детей, однако не имеют тенденции к ухудшению без коррекционного вмешательства.
Вот некоторые сходства:
- расстройство внимания;
- сложности в коммуникации;
- импульсивность;
- различные степени возбужденного состояния и гиперактивности;
- чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;
- первые признаки проявляются в младшем дошкольном возрасте;
- имеет наследственную предрасположенность
- основные проявления вызывают поведенческие, эмоциональные, академические и адаптационные проблемы в образовательных учреждениях, дома и других общественных местах.
Что касаемо отличий этих расстройств: если СДВГ определяется нарушениями в сфере внимания, проявлением гиперактивности и импульсивности, то РАС характеризуется именно дисфункцией в социальном взаимодействии и часто повторяющимися действиями.
Отличительные особенности РАС от СДВГ:
- невосприимчивость к окружающему миру;
- избегание социального взаимодействия (в т.ч. зрительного контакта);
- непонимание тонких социальных моментов (сложность с распознаванием эмоций другого человека);
- "зацикленность" на одном предмете или действии;
- часто повторяющиеся движения;
- нежелательное поведение (неадекватные реакции).
Некоторые стратегии для дальнейшего успеха.
Совместная работа родителей с коррекционным педагогом, в частности в школе, очень важная составляющая для успешного лечения этих двух сопутствующих расстройств. Специалисты подбирают общие и только проверенные методы коррекции как для СДВГ, так и для РАС. Особое внимание стоит уделить прикладному анализу поведения. Также, школьные педагоги обязаны разрабатывать и реализовывать стратегии вмешательства, основываясь на индивидуальных качествах ребенка и его возраст. В основном, коррекция должна сосредотачиваться именно на результатах коррекции, а не на "вечной" диагностике школьника.
Перечислим некоторые общеполезные приемы для этих двух нарушений:
- реализация позитивной коммуникации и ее подкрепление;
- создание и поддержание разнообразия в повседнеывной жизни ребенка;
- поведенческая коррекция;
- постоянная работа с детским психологом;
- организация режима дня, в т.ч. создание четкого расписания (можно визуального);
- поощрение адекватного социального взаимодействия и желательного поведения и т.д.
Очень важно родителям таких сложных детей научиться управлять их поведением, обучить их владеть своими эмоциями и желаниями.
В общей же сложности, существует огромное количество методов при одновременной коррекции РАС и СДВГ, о которых родители могут узнать в свободном доступе в интернете или специалистов, и изучить их самостоятельно. Однако, чем больше будет задействовано стратегий вмешательств, тем лучше будет динамика и прогноз на будущее.