Найти тему
СПЕКТР АУТИЗМА

Признаки РАС при СДВГ у школьников, возможно ли это?

Изображение взято из интернета в свободном доступе
Изображение взято из интернета в свободном доступе

По последним оценкам, примерно 11% детей школьного возраста имеют "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ). Однако большинство родителей и учителей зачастую не видят у таких школьников признаки РАС (расстройства аутистического спектра). Наличие двух или более нарушений определяются как коморбидные или сопутствующие расстройства, которые при этом могут иметь разную этиологию.

Обзор недавних исследований показал, у 30-50 % детей с аутизмом имеются признаки СДВГ, аналогичным образом, предполагается, что и у 2/3 детей с СДВГ проявляется аутистическое расстройство. Также исследователи определили, что у детей в спектре в сопутствии с СДВГ, имеют более тяжелую степень нарушения в развитии. Поэтому так важна и необходима ранняя, точная и своевременная диагностика, которая в будущем позволит добиться наибольших успехов в коррекции расстройств.

Положительным моментом в данной ситуации является то, что многие методы реабилитации подходят для обоих расстройств одновременно.

В чем же сходство РАС от СДВГ?

Специалисты отмечают сложность в дифференциации этих двух расстройств в связи с их пересекаемыми признаками. Более того, симптомы СДВГ прослеживаются в поведении типичных детей, однако не имеют тенденции к ухудшению без коррекционного вмешательства.

Вот некоторые сходства:

  • расстройство внимания;
  • сложности в коммуникации;
  • импульсивность;
  • различные степени возбужденного состояния и гиперактивности;
  • чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;
  • первые признаки проявляются в младшем дошкольном возрасте;
  • имеет наследственную предрасположенность
  • основные проявления вызывают поведенческие, эмоциональные, академические и адаптационные проблемы в образовательных учреждениях, дома и других общественных местах.

Что касаемо отличий этих расстройств: если СДВГ определяется нарушениями в сфере внимания, проявлением гиперактивности и импульсивности, то РАС характеризуется именно дисфункцией в социальном взаимодействии и часто повторяющимися действиями.

Отличительные особенности РАС от СДВГ:

  • невосприимчивость к окружающему миру;
  • избегание социального взаимодействия (в т.ч. зрительного контакта);
  • непонимание тонких социальных моментов (сложность с распознаванием эмоций другого человека);
  • "зацикленность" на одном предмете или действии;
  • часто повторяющиеся движения;
  • нежелательное поведение (неадекватные реакции).

Некоторые стратегии для дальнейшего успеха.

Совместная работа родителей с коррекционным педагогом, в частности в школе, очень важная составляющая для успешного лечения этих двух сопутствующих расстройств. Специалисты подбирают общие и только проверенные методы коррекции как для СДВГ, так и для РАС. Особое внимание стоит уделить прикладному анализу поведения. Также, школьные педагоги обязаны разрабатывать и реализовывать стратегии вмешательства, основываясь на индивидуальных качествах ребенка и его возраст. В основном, коррекция должна сосредотачиваться именно на результатах коррекции, а не на "вечной" диагностике школьника.

Перечислим некоторые общеполезные приемы для этих двух нарушений:

  • реализация позитивной коммуникации и ее подкрепление;
  • создание и поддержание разнообразия в повседнеывной жизни ребенка;
  • поведенческая коррекция;
  • постоянная работа с детским психологом;
  • организация режима дня, в т.ч. создание четкого расписания (можно визуального);
  • поощрение адекватного социального взаимодействия и желательного поведения и т.д.

Очень важно родителям таких сложных детей научиться управлять их поведением, обучить их владеть своими эмоциями и желаниями.

В общей же сложности, существует огромное количество методов при одновременной коррекции РАС и СДВГ, о которых родители могут узнать в свободном доступе в интернете или специалистов, и изучить их самостоятельно. Однако, чем больше будет задействовано стратегий вмешательств, тем лучше будет динамика и прогноз на будущее.