Европа и Америка, последние годы переживают трамвайный ренессанс. Этот вид общественного транспорта признан более эффективным чем автобусы, троллейбусы и конечно же маршрутки.
В этой статье вы узнаете историю трамвайного движения в беларуских регионах, а также современное их состояние и планы на будущее. Во второй части, поговорим о столице и перспективах этого транспорта в других городах.
Новополоцк
Новополоцк, это большой город - микрорайон, построенный при СССР. Особенность такого типа городов в маятниковом движении. Большая часть города, представляет собой спальник, а основные предприятия далеко, и обычному наземному транспорту, вроде автобусов и троллейбусов с таким потоком не справится. По началу, как раз и предполагались троллейбусы, но позже от них отказались. В 1967 году началось строительство скоростной ветки.
Интересный факт: во время строительства, линия была соединена с железной дорогой, для более удобного подвоза стройматериалов в строящийся с нуля город.
В 1974 году система была сдана, и начала работу. Вот уже 45 лет, выделенный трамвай, возит горожан из города в промзону.
Пассажиропоток к сожалению, постепенно падает. В 2017 году ветка перевезла всего чуть больше миллиона человек. Надеюсь со временем этой системе станут уделять больше внимания. Есть перспективные планы соединить скоростным трамваем два Полоцка. Идея очень хорошая, так как Полоцк нуждается в инвестициях и реконструкции. Как ни как, великий для истории страны и Европы город. А атрибут европейских городов - это удобный трамвай.
Мозырь
Мозырьская система скоростного трамвая схожая по назначению с Новополоцкой, однако имеет отличия, делающие мозырьский трамвай уникальным для страны транспортом. Но об этом чуть позже.
На дворе 1973 год, через год введут в эксплуатацию новополоцкий трамвай. Мозырь, как и Новополоцк, бурно развивается за счёт гигантского НПЗ. Тут тоже завод находится на удалении от города. Параллельно строительству крупных жилых массивов в равнинной части города, в 70х начинают строить трамвайное депо и саму ветку. Строительство затягивается, и новый транспорт, город получает только в 1984 году.
В чём же уникальность? На данный момент, мозырьский трамвай не городская собственность, а филиал НПЗ! У системы редкая для страны дифференцированная система оплаты. Есть билеты для городской, пригородной и заводской зоны. Интересна ветка и тем, что 13 километров, трамвай едет вне города по пейзажам Беларуского Полесья! Тот факт, что владелец системы завод, вызывает опасения, вдруг предприятие посчитает трамвай нерентабельным (Общественный транспорт не обязан приносить прямую прибыль), и демонтирует систему по примеру Набережных челнов. Ещё линия настроена больше под нужды завода. Вовремя пересменок интервал минимален, а в другое время трамвай почти не ходит. Это ухудшает работу этого транспорта в черте города.
В генплане Мозыря намечено расширение трамвайной системы, однако увидим ли мы ее в реальности? Покажет время.
Витебск
Город с очень богатой трамвайной историей и пока что самый трамвайный город Беларуси.
В прошлом году системе исполнилось 120 лет! Трамвай здесь появился раньше Москвы, Петербурга и Минска.
В 1895 году, в городскую администрацию стали приходить прошения о строительстве "электрической конки".
Городская дума одобрила предложение француза Фернана Гильона, который обязывался строить линии за собственные деньги и эксплуатировать её отчисляя городу некоторую копейку.
Даже при имперской оккупации, петиции и обращения работали! А вы говорите.
В 1896 году в оффшоре Брюсселе, открыли фирму "Витебский трамвай". Через два года, первые вагоны поехали по городу, а Витебск получил более широкие улицы и первую электростанцию.
После мировых войн, не осталось даже одного уцелевшего трамвая! Систему восстанавливали всем городом (если не страной). Пятого октября 1947 года, состоялось открытие восстановленной линии.
К 1980м годам город был на пике развития этого вида транспорта. Общая протяженность маршрутов составляла 226 км! С этого момента по тем или иным причинам, трамвайная сеть сокращалась. А в прошлом году и вовсе демонтировали пути на ул. Титова. Ходят слухи о не доброжелательном отношении властей к этому виду транспорта. В то время как в цивилизованных странах трамваи строят и восстанавливают, витебские власти заявляют, что он "нерентабелен". Если город не отстоит трамвай, то он лишится единственного выделенного от дорог транспорта и потеряет свою историю.
Очень надеюсь на то, что у северной столицы получится сохранить и расширить свою трамвайную сеть.
Эпилог
Вот мы и познакомились с региональными трамвайными системами Беларуси. В целом можно говорить о том, что они достались нам в наследство, в очень неплохом состоянии. Всё что нужно делать, это грамотно их обслуживать и постепенно расширять, всё более интегрируя с другим общественным транспортом.
В следующей части, мы поговорим свами о прошлом и будущем столичных трамваев, и обсудим перспективы трамвайных сетей в других городах.
Спасибо что дочитали до конца :-)
Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!
Буду рад вашим донатам!
Подписывайтесь на меня тут, и на других ресурсах!
Канал в Телеграм: https://t.me/BY_Urbanism
Группа в ВК: https://vk.com/by_urbanizm
Твиттер: https://twitter.com/Zodchij2084