Утверждая инвариантность принципов риторики, нужно очертить то пространство, в котором эта инвариантность сохраняется. Позволительно выделить в этом пространстве две основные координаты - время (останемся в рамках европейской культуры, хотя географически центр ее будет смещаться) и жанровое разнообразие текстов.
Историю риторики можно изложить в таком стиле: в 466 г. до Р.Х. жители города Сиракуз свергли тирана. В город вернулись изгнанники и потребовали вернуть им несправедливо отнятую у них собственность. Однако, у них не было никаких документов, чтобы подтвердить эти права, и единственный способ вернуть имущество состоял в том, чтобы использовать только что возникшие демократические институты. Но и опыта публичной защиты своих интересов у изгнанников тоже не было...
Софизм
Свою помощь предложил им местный философ Коракс. Кораксу античная традиция приписывала создание первого руководства для риторов, в котором якобы были такие слова “риторика есть работница убеждения”. Такая формулировка было очень характерна для софистов (первой философской школы, V в до н. э.), которые создали идеал “общественного человека”, имеющего право судить о любом предмете, включая дела государственного устройства. Именно в этот момент возникает идеал “гражданского общества”, где авторитет основывается не на силе и не на экспертном знании, а на здравом смысле и умении свободно выражать свое мнение.
Именно в атмосфере свободы, принципы софистической риторики впервые подвергаются серьезному сомнению. Сократ, за ним Платон следовали принципиально иному понятию истины - понятию абсолютной истины, несовместимому с релятивизмом, лежащим в основе риторики. Если истина абсолютна, то риторика не нужна для ее утверждения. Математическая теорема истинна, независимо от того, достигли жители полиса уровня, необходимого для ее понимания, и какие риторические приемы применялись при ее обсуждении.
Не риторика, а логика становится способом утверждения высокой истины.
Стоит отметить, что понятия научной истины и демократии, хотя и возникли в одном обществе и с небольшим промежутком во времени, с самого начала находились в сложных отношениях друг с другом.
Эллинизм
Следующий этап в развитии риторики приходится на эпоху эллинизма. Это эпоха, которая продолжалась в два раза дольше классической античности и на протяжении которой возникли и распались две мировые империи (Александра Македонского и Римская). Если создатели и первые хулители видели в риторике искусство убеждения, полагая, как нечто само собой разумеющееся, что цель (“убедить”) достижима, то в эпоху эллинизма, когда в соприкосновение приходят принципиально разные культурные традиции и способы мышления, возникает серьезное сомнение в достижимости этой цели.
Истина Сократа, которая нашла наиболее полное выражение в математике древних греков, сталкивается ныне с другим идеалом истины. Это истина в том смысле, в котором ее устанавливает царь Соломон в притче о женщинах, которые оспаривали друг у друга ребенка.
В плюралистическом обществе, где есть расхождения на уровне основных постулатов, ритор обращается к аудитории не для того, чтобы принципиально изменить ее мнение, а для того, чтобы побудить ее в конкретной ситуации действовать определенным образом или по крайней мере определенным образом чувствовать. Теперь риторика – это “искусство красиво уговаривать”. В эту эпоху римский ритор Квинтиллиан создает (около 96 г. н. э.) может быть самое влиятельное из когда-либо написанных в западном мире пособий по педагогике “Об образовании оратора”, которое было в действительности книгой о риторике.
Трудам, которые в наибольшей мере повлияли на теорию и практику красноречия на Западе стали “Риторика” Аристотеля и трактаты Цицерона. Труд Аристотеля появился на рубеже классического периода и эллинизма. Значительное место в этом трактате уделено параллели между логикой и риторикой.
Если логика – аппарат доказательства абсолютных, божественных истин, доступных пониманию просвещенных, то риторика – метод рассуждения о вещах обыденных, человеческих или даже возвышенных, но в случае, если мы обращаемся к толпе.
Большое внимание уделяется понятию энтимемы, которая в рассуждениях ритора должна заменить развернутый силлогизм. Но книга Аристотеля содержит вещи, которые мы меньше всего ожидали бы там увидеть. На половину это трактат по практической психологии и этике. Большая его часть посвящена не структуре речи, а типологии риторов и аудиторий. То же относится и к трактатам Цицерона о риторике. Эти трактаты написаны в трагический период истории Рима, в период перехода от республики к империи.
______________
В сущности, и Аристотель, и Цицерон дают один и тот же ответ на критику риторики Платоном. Противоречие между объективным независимым от человека характером истины и возможностью управлять мнением или поведением аудитории, создавая, например, фантомы и иллюзии, нельзя преодолеть внутри самой риторики. Просто ритор должен быть нравственным человеком, т.е. знать и уважать истину. История крайне болезненным образом подтвердила правоту этой точки зрения.