Все четверо детей четы Сухово-Кобылиных сделали головокружительную карьеру. Старшая Елизавета (она же Екатерина Тур) сделала литературную карьеру, брат Александр был драматургом, философом и математиком, София - первой русской женщиной-художницей, удостоенной золотой медали выставки в Париже, а Евдокия - редкая красавица, стала невероятно влиятельной придворной дамой и женой Михаила Петрово-Сухово, камергера императорского двора.
Но сегодня главная героиня рассказа русская писательница, женщина с замысловатой и драматичной судьбой - Елизавета Сухово-Кобылина, вошедшая в историю как графиня Салиас Де Турнемир.
Недопустимая любовь
Все дети Сухово-Кобылиных получили прекрасное образование, хотя сами признавались, что мать придерживалась французских манер, а отец был старовером, дети росли между двух огней, не поддаваясь в полной мене ни одному ни другому.
В юности преподавателем Елизаветы стал Николай Иванович Надеждин, известный литературный и театральный критик, журналист, историк. Между юной девушкой и зрелым преподавателем завязался страстный роман. Все были в шоке, она - столбовая дворянка, он - сын священника!
Влюбленных немедленно разлучили, Надеждина вынудили переехать в Петербург, Елизавету посадили под домашний арест в Москве. Сохранилось более 600 писем влюбленных друг ко другу, они хотели сбежать и тайно обвенчаться, но их поймали. Елизавета тяжело заболела и мать решила увезти ее лечиться в Европу.
Графиня Салиас Де Турнемир
Там же и подыскала ей подходящую партию - не чету поповичу Надеждину, потомка знатного рода - графа Андре Салиаса Де Турнемира.
Супруги вернулись в Россию, в Москву, где французский граф быстро нажил врагов из-за длинного острого языка и излишнего высокомерия. Несколько лет общество его терпело. Из-за вздорного характера его вызвали на дуэль, за которую впоследствии и выдворили из России. Он вернулся во Францию и оставил семью (Елизавета успела родить ему троих детей) без средств к существованию. Все приданое (80 000 рублей золотом) он успел растранжирить. Хотел делать шампанские вина в России, но прогорел.
На этом семейная жизнь четы Салиас Де Турнемир фактически закончилась, хотя формально они и оставались супругами. Елизавета переписывалась с мужем, возила дочерей в гости к бабушкам и теткам во Францию долгие годы.
Елизавета, любовь Огарева
Но Елизавету неизменно тянуло к литературе и к литераторам. Оставшись соломенной вдовой она сошлась с Николаем Платоновичем Огаревым. Даже переехала к нему жить и в письмах подписывалась Елизавета Огарева. Но это продолжалось не долго, до той поры как Огарев не увлекся ее младшей сестрой Евдокией. Хотя на долгие годы он сохранил привязанность к детям Елизаветы, особенно к сыну Евгению, которого считал своим и всю жизнь поддерживал его.
Литературная карьера Елизаветы шла в гору. Она публиковалась в ведущих литературных журналах того времени, ее литературный кружок посещали Тургенев, Лесков, Боткин, Левитов, Слепцов.
На ниве литературы
Литература была не только увлечением Елизаветы, но и давала ей заработок. Она была вынуждена зарабатывать на жизнь, публикуя свои статьи в и переводы в журналах. Хотя этих средств конечно же не хватало для большой семьи, детям нужно было давать образование. Богатая и влиятельная сестра Евдокия, бывшая придворной дамой и женой невероятно богатого помещика, поддерживала сестру деньгами.
Первый крупный роман "Племянница" Евгении Тур опубликовала в журнале Современник, а потом с завидной регулярностью из под ее пера вышли «Долг», «Две сестры», «Заколдованный круг», «Старушка», «На рубеже», «Цветочница», роман «Три поры жизни». Она стала даже руководителем отдела беллетристики в "Русском вестнике", а позже ушла, создав собственный журнал, который, впрочем, существовал недолго.
Позже Елизавета, публикующая свои произведения под псевдонимом Евгения Тур, увлеклась либеральными идеями. Периодически она жила в Европе, принимая в своем доме совершенно разных людей. В творческом плане Евгения-Елизавета была весьма плодотворна и за свою жизнь создала большое количество произведений. Правда в советское время ее почти не печатали, и ее произведения мало известны широкому кругу читателей.
Финал жизни "Евгении Тур"
Елизавета прожила 77 лет (1815--1892 гг), последние 18 лет провела почти затворницей. Пожилая русская Жорж Санд жила в доме старшей дочери Марии, вышедшей замуж за фельдмаршала Гурко. Окончила свои дни в Варшаве, но, согласно завещанию, была похоронена на Калужской земле рядом с могилой бабки в родовом склепе Шепелевых, в Тихоновой пустыни.