Автор - Виталий Илинич.
Коль скоро в одной дивизии, как мы видим, могло быть и 10 000 человек (а бывало и больше), а мы знаем, что армия государства состоит из большого числа дивизий, объединенных в корпуса, армии и фронты (группы армий), всем этим нужно как-то управлять. Для этого, собственно, и существует огромное количество генералов, штабных офицеров, а также куча различных документов, которые они пишут. Для упрощения можно представить армию как огромную корпорацию, в которой гигантское количество различных структур и все они должны слаженно работать. При этом конкурирующие корпорации не столько отнимают у вас рынок, сколько уничтожают физически часть вашей компании, а за ошибки нередко приходится платить своей жизнью (вплоть до уровня командира корпуса, а иногда и армии), не говоря уж о том, что за ваши ошибки заплатят своей жизнью тысячи людей. Именно поэтому быть командующим — это огромная ответственность и очень сложное дело. Рассмотрим же как это происходит.
- Структура армии.
Для лучшего управления армия делится на подразделения. 3-4 отделения ( по 10 человек) формируют взводы, 3-4 взвода вместе с отдельными частями составляют роту, несколько рот и отдельных взводов составляют батальон, батальоны объединяются в полки, полки — в дивизии (иногда в бригады), дивизии в корпуса, корпуса в армии, армии — во фронты (группы армий). Помимо этого армия также делится на рода войск (пехота, артиллерия, танки и т.п.), так как у каждого рода войск своя специфика и соответствующая структура/подготовка. В некоторых случаях в разных родах войск некоторые подразделения называются иначе. Например рота в артиллерии называется батареей, батальон — дивизионом, могут быть некоторые отличия в кавалерии. В других видах вооруженных сил (авиация, флот) свои деления, в частности в авиации звенья объединены в эскадрильи, а те в свою очередь могут объединяться в полки (группы), дивизии (эскадры) и т. п., причем названия одних и тех же подразделений могут в армиях разных стран иметь разные значения. Например немецкая авиадивизия могла включать в себя несколько эскадр (Гешвадеров), каждая из которых по численности примерно соответствовала советской авиадивизии. Точно так же с немецким танковым/моторизованным корпусом, который мог значительно превосходить советский по численности.
2. Задачи и наряд сил.
Как и любое предприятие, армия не может действовать без задачи. И в данном случае я имею ввиду не общую цель «разгромить врагов» или «защититься от врагов», а более конкретные задачи, которые верховное командование ставит перед собой в конкретном конфликте. Цель и задачи ставятся исходя из положения на фронте, имеющихся данных о ближайших изменениях своей армии и разведданных об изменениях у противника. У каждого уровня управления задача своя, вплоть до того, что в рамках общей оборонительной задачи корпуса одна из его дивизий получит наступательную задачу или наоборот, в наступлении одна из дивизий получит задачу оборонительную. По мере продвижения вниз задача превращается в задачи для низших структурных элементов, но в любом случае, наиболее важно, чтобы изначально цель и задачи были поставлены адекватно обстановке.
После определения цели, на высшем уровне задается наряд сил для достижения цели (то есть то, чем мы будем этой цели достигать). Очень важно, чтобы цель соответствовала возможностям войск, а наряд сил, соответственно, был достаточным для ее выполнения. Огромное количество операций ВМВ, как оперативных (т.е. на уровне дивизий, корпусов и армий), так и стратегических (т.е. на уровне всей армии, общих политических целей) было провалено на разных этапах вследствие несоответствия наряда сил цели операции или несоответствия цели возможностям армии в целом.
А дальше все идет по нисходящей. Верховное командование ставит цель и дает наряд сил для фронта (или нескольких фронтов), фронты дают цели и наряд сил для армий, соответственно армии — для корпусов, корпуса для дивизий, дивизии для полков, полки для батальонов и так далее, вплоть до командира отделения. На каждом уровне (приблизительно до уровня роты) нужно спланировать огромное количество мероприятий, например передвижения, снабжение, разведку, собственно сроки и порядок действий боевых и небоевых частей. Командиры каждого уровня должны грамотно оценить имеющиеся у них силы и выдать своим подчиненным цели как понятные, так и адекватные обстановке. В штабах должно быть рассмотрено большое количество различной информации как по карте, так и по разведданным и данным рекогносцировок (личных осмотров местности командующими). Грамотная работа штабов позволяет выделить слабые места в обороне противника, маршруты скрытного подхода, места сосредоточения огня артиллерии и наиболее важные направления действий частей (например вместо штурма населенного пункта в лоб можно обойти его по лощине и перерезать линию снабжения, что при активных боевых действиях быстро заставит противника экономить боеприпасы, а то и прорываться с боем, оставляя позиции).
3. Важное отличие военачальника.
Отдельно я бы хотел упомянуть об одном несколько неприятном и непонятном (даже диком) обычному гражданскому человеку моменте. Важно понимать, что военное дело заставляет смотреть на людей не как на личности, а как на ресурс. И этот ресурс тратится на достижение целей и выполнение задач. Военачальники отличаются в своей работе от менеджеров крупной корпорации тем, что им приходится отправлять людей на смерть. Войны без потерь не бывает, и даже самая восхитительно спланированная и великолепно проведенная операция в масштабе фронта приведет к гибели и ранению десятков тысяч людей. При этом также важно понимать, что воюют друг с другом не машины, а люди, а потому эффективность тех или иных решений проходит через призму того, кто их непосредственно будет выполнять. Потому военные часто люди жесткие и волевые. Помимо постановки грамотных и адекватных задач в очень ограниченное время и на основании обрывочных сведений (противник не будет любезно предоставлять им свои планы), им нужно заставить кучу других людей, не менее жестких и волевых, действовать так, как им говорят, в то время, когда скажут. От этого зависит выполнение задачи и жизни бойцов. Чем быстрее и четче будут сформированы адекватные задачи, и чем лучше командир добьется их выполнения, тем больше урона будет нанесено противнику, и меньше будет потерь. Но для быстрого и четкого выполнения задач нужно какую-то часть людей сознательно отправить на смерть. И конечно огромное количество людей на войне платит своей жизнью за свои ошибки и ошибки других. Поэтому не стоит удивляться, что для военных характерна некоторая, с точки зрения обычного человека, бесчувственность. Чувственный человек едва ли сможет отдавать приказы, сулящие смерть или увечья десяткам тысяч, а на более низком уровне — тем сорока подчиненным, которых ты знаешь лично.
___________________________________________________________________________________________
Армия – это сложная многоуровневая структура, к управлению которой (и к управлению составными частями которой) годятся далеко не любые люди. Командиры должны обладать не только необходимым набором знаний, но и иметь определенный склад характера. Война неразрывно связана со смертью и избежать этого пока не удается.
Ставьте лайк и жмите репост, если Вам понравилась эта статья. Среди ваших друзей наверняка найдутся люди, которым тоже будет интересно почитать на эту тему. Репост позволит им узнать о существовании нашего паблика. Если вам что-то было непонятно, смело задавайте вопросы в комментариях или в сообщениях, моя задача — сделать так, чтобы всем было понятно и интересно.