Найти тему
Сталкер

Ещё три очень хороших российских сериала

Оглавление

Нынче передовая кино-общественность - видные кинокритики и кино-деятели превозносят и награждают сериалы вполне определённого свойства. Среди них прогремевшие недавно: "Садовое кольцо", "Звоните ДиКаприо", "Обычная женщина". На очереди прославление ещё одного передовика их производства - сериал "Шторм" Бориса Хлебникова. Спору нет - эти многосерийки носят характер сильнодействующих средств - то ли лекарств, то ли яда - тем зрителям, кто их попробовал - видней. Да и сняты они действительно талантливо и в предельно реалистичной манере. Но что же их объединяет, чем они оказались так по нраву прогрессивной творческой "элите" и почему они называют только их серьёзным продуктом в отличие от остального "мыла"? Да потому, что только такое кино они считают "правдоподобным", отражающим настоящую жизнь. А в чём же "правда" у такого серийного убийцы кино? Да в том, что у нас в стране кругом мерзость, абсолютно всё продажно, а человеком рулит зло. Что все наши положительные качества и стремления тонут в беспределе власти и государственных структур, в цинизме, лицемерии и жажде наживы окружающих нас людей. Что мы бессильны в своих добрых побуждениях (хорошо, что хоть они не полностью отрицаются авторами).

Но мы такое кино отмечать не будем. Мы остановимся и выделим те многосерийные фильмы, которые по определению умной критики презрительно называются "мылом". То есть на картинах, где показано, что при всём зле вокруг (которое в них не отрицается), мир всё же держится на добре, чести, достоинстве многих людей, где, при всех несправедливостях вокруг нас, есть вера в человека, в действенность его совести, где выделяются лучшие человеческие качества и осуждаются худшие. В этом кино есть высшая, сермяжная правда жизни, которая, к сожалению, нашей самой продвинутой творческой интеллигенции не видна. Назовём такое кино просто - Хорошее.

Наши хорошие многосерийки всегда о главном - о нравственности, грехе, добре, подлости, покаянии, прощении, преображении, любви к ближнему, о презрении к деньгам и материальному. То есть нравственные координаты в них расставлены чётко, недвусмысленно.

"Широк русский человек. Я бы сузил", - говорил Достоевский. Широта его проявляется во всём, в том числе и в постановках многосерийных фильмов. Многообразие затронутых тем, необычайное разнообразие персонажей, широта взгляда на жизнь, богатый язык. Человек в них предельно неоднозначен - в нём заложено столько порой противоположных качеств, что на поверхностный взор может показаться преувеличением. Но ведь так на самом деле и есть в нашей реальной жизни, надо просто действительно широко посмотреть на мир окружающих нас людей. И наше специфическое национальное сериальное кино в этом прекрасно помогает. В этом его главная прелесть.

Вспомним же кое-что хорошее из этого всего Хорошего.

Взрослые дочери (режиссёр: Андрей Эшпай, 2015 г.)

Мелодрама, в которой нет ничего мелодраматичного. Фильм снят как будто на постоянно оголённом нерве с непрерывным ощущением нагрузки на сердце.  В сериале главный герой - сердечник, но такое впечатление, что сами создатели многосерийного фильма снимали его в предынфарктном состоянии. Причём, атмосфера сериала удивительно естественная.

Достигается подобные ощущения во-первых, свободной, динамичной камерой, метущейся между героями весьма динамичного повествования и, кажется, залезающей в самую душу его героев. Во-вторых, подбором в основном совершенно новых, неизвестных актёров (о, Боже, что за чудо наши молодые актёры!) с какими-то необычными, чистыми, прозрачными ликами (особенно это касается шестерых сестёр), но, в то же время, взятыми как будто просто с улицы.

Интересных персонажей в фильме много, стоит отдельно выделить "тётку" в исполнении невероятно обаятельной и взрывной Инги Оболдиной. Но, всё же, главный герой фильма - как и полагается русскому произведению искусства - совесть. То, что с трудом находится в зарубежном кино (иногда задумываешься, знают ли об этом понятии за бугром вообще), здесь - основа основ. И, конечно, вера в лучшие качества человека и в его способность к внутреннему перерождению. Здесь нет идеальных героев (наоборот - человек здесь такой, как и есть на самом деле - невероятный сгусток многих качеств), но нет и безнадёжно загубленных душ. И, что естественно для нашего лучшего кино - здесь много тепла и любви. И - презрение к деньгам.

-2

Сюжет закручен, так сказать, по-сериальному - возможно даже перегружен событиями и придумками, но что у картины не отнять - так это перманентно драматическое, почти трагическое настроение. Поддерживаемое соответствующей музыкой знаменитого советского композитора - отца режиссера - Андрея Яковлевича Эшпая.

Сам режиссёр - Андрей Андреевич Эшпай - снял до этого шедевральный, отмеченный наградами  эпизод "Впотьмах" в мини-сериале "Куприн". А недавно отличный "Скажи правду". "Взрослые дочери", на мой взгляд, интересен не менее.

Хорошие руки (режиссёр: Юрий Кузьменко, 2014 г.)

И в основе этого 12-ти серийного фильма - то, без чего российское искусство неполноценно и, наоборот, с чем самоценно и бесценно - совесть, возмездие и попытки искупления. И это всё - на реальной жизненной основе, гарантирующей качество идеи. Почти как всегда - удивительно точные портреты представителей самых разных социальных групп, умно прописанная фразеология и правдоподобие поведения персонажей, периодически вызывающие смех восхищения, полёт свободной и естественной актёрской игры...

-3

При этом разоблачительная составляющая нашего житья-бытия занимает довольно большое место. А именно - показ пронизывающей сверху донизу коррупции, блата, цинизма, лицемерия, жестокости, покрывательства и кумовства. Возможно даже - в несколько преувеличенных размерах (что, правда, считаю, оправдано направленностью фильма). Но не это главное в фильме.

-4

В целом, "Хорошие руки" - отличная психологическая драма о просыпании человеческого достоинства, совершенно непредсказуемый динамичный в действе детектив...

Чужое гнездо (Елена Цыплакова, 2015 г.)

В "Чужом гнезде", круто закрученном в довольно интересный ход повествования, события развиваются паралельно в наши дни и в течении всего двадцатого века. Избрана классическая фабула о семьях Монтекки и Капулетти, соответственно - Ромео и Джульетты, переведённая на современность и в неповторимый народный фольклор.

-5

Сериал содержит множество жанров - мелодрама, приключение, детектив, семейная сага, мистика, даже элементы триллера присутствуют... Сложно выстроена система семейного древа, от которой мозги временами пухнут, настолько трудно понять кто кому приходится по родству - авторы фильма, возможно, чересчур увлеклись сюжетной шарадой. К тому же фильм сильно затянут - 60 серий для него, наверное, слишком много.

-6

И в целом, конечно, сказка . Но, как и полагается - сказка ложь, но в ней намёк, добрым (но только добрым, на самом деле) молодцам урок. А это - главное! Как и главное то, что сериал даёт необыкновенную возможность надолго окунуться в мир интересных персонажей, помочь познать весь душевный объём людей и их противоречивую неоднозначность, полюбить человека таким, каков он есть, увидеть всё разнообразие мира и примириться с ним в конце концов.

Не лучше ли это, чем в очередной раз окунуться в нарисованную только чёрными красками картину нашего жития-бытия?

Читайте также Лучшие российские сериалы 2019 года , 5 отличных российских сериалов о войне , "Ленинград 46". Образцовая криминальная драма