Социальный класс
Исследования канадского «University of British Columbia» показывают, что музыкальный вкус определяется богатством и образованием. Будь то Metallica, Miles Davis или Beyoncé, доносящиеся из вашей стереосистемы, ваши музыкальные предпочтения могут сказать о вас больше, чем вы думаете.
Социальный класс играет роль в формировании музыки, которая нравится и не нравится людям, считает Gerry Veenstra, профессор социологического факультета UBC. Его исследование, опубликованное в канадском «Review of Sociology», включало около 1600 телефонных интервью со взрослыми в Ванкувере и Торонто.
Он обнаружил, что людям с низкими доходами и меньшим образованием нравятся кантри, диско, лёгкая музыка, старые звёзды, хэви-метал и рэп. Более состоятельные люди, как правило, любили блюз, хоровую музыку, классику, джаз, мюзиклы, оперу, поп, регги, рок и этно-музыку.
«Я думаю, что вероятно, вкусы, которые знакомы большинству из нас, в сущности имеют классовую природу», — сказал Veenstra, добавив, что в том, какая музыка нравится людям, также играют роль пол, этническая принадлежность и возраст.
Но если кто-то вырастает из бедности и заканчивает тем, что начинает зарабатывать миллионы, это может и не изменить тип музыки, которую он или она предпочитает слушать. По словам Veenstra, на многие ваши вкусы может повлиять то, что вы слушали, пока росли. «Музыка, которая вам понравилась в период становления вашей жизни... вероятно, сохраняется для вас и сейчас».
Музыкальные вкусы показывают, кто вы есть
Поклонники хэви-метала — это нежные, творческие люди, которые чувствуют себя комфортно с самим собой, что делает их очень похожими на поклонников классической музыки.
Это открытие сделано в результате исследования в «Heriot-Watt University» в Шотландии о связи между личностями людей и их выбором музыки. Профессор Adrian North, проводивший исследования, сказал, что он был удивлен сходством между поклонниками классической музыки и хэви-метала, особенно их творческой и в целом застенчивой натурой.
«Широкая публика придерживается стереотипа о том, что поклонники хэви-метала находятся в депрессии и представляют опасность для себя и общества в целом. Но это довольно деликатные вещи», — сказал он.
North предполагает, что меломаны склонны отождествлять себя с характеристиками самой музыки. «Оба типа музыки — классическая и хэви-метал — имеют в себе что-то духовное, и они очень драматичны — в них многое случается».
North отмечает, что классическая и хэви-метал музыка привлекает слушателей с похожими личностями, но разного возраста. Младшие, очевидно, предпочитают хэви-метал, в то время как старшие — классику. Однако и те, и другие имеют одинаковую основную мотивацию: слышать что-то драматическое и театральное, испытывают общую «любовь к грандиозному».
Исследование, в котором приняли участие более 36 000 человек из шести разных стран, показало, что у людей больше общего с поклонниками своей любимой музыки в других странах, чем с согражданами, предпочитающими иные музыкальные стили.
North описывает это как новый тип групповой обособленности, основанный на музыкальном вкусе. «Мы всегда подозревали связь между музыкальным вкусом и индивидуальностью», — сказал он. «Впервые мы смогли рассмотреть это очень подробно. Никто никогда не делал этого в таком масштабе».
- Поклонники джаза, как правило, творческие и общительные, с высокой самооценкой, в соответствии с инновационной и общительной природой музыки.
- Поклонники кантри-вестерн оказались трудолюбивыми, но замкнутыми, соответствуя образу рабочего человека в музыке кантри.
- Любитель соул-музыки — это творческая личность, общительная, вежливая, простая и с высокой самооценкой.
- Поклонники регги имеют высокую самооценку, креативны, но не трудолюбивы.
- Поклонники рэпа общительны, но далеки от мягкости.
- Любителям инди-музыки не хватает самоуважения и трудолюбия.
«Исследования на протяжении десятилетий демонстрируют, что поклонники рока и рэпа мятежны, а поклонники оперы богаты и хорошо образованы», — сказал North. Он также установил связь между уровнем дохода и музыкальными предпочтениями: более состоятельным потребителям нравится более захватывающая, пронзительная музыка, в то время как те, кто находится ниже, предпочитают более расслабляющие звуки.
С использованием материалов статьи (англ.).
Когнитивный стиль
Есть ещё один способ взглянуть на сознание людей — это так называемый когнитивный стиль, который варьируется от эмпатического до «систематизаторского». Эмпатизаторы сильно заинтересованы в понимании чужих эмоций и мыслей. Напротив, систематизаторы более искусны в выявлении закономерностей и анализе систем.
Для исследования более 4000 участников заполнили онлайн-анкеты, оценивая свое согласие с такими утверждениями, как «Я могу быстро определить, если кто-то говорит одно, а думает другое» или «Если бы я покупал стерео, я хотел бы знать все подробности о его технических особенностях». На основе своих ответов участники были оценены по примерной шкале от эмпатизатора до систематизатора.
Затем участники прослушали 50 музыкальных отрывков в разных жанрах и объёмах. Они оценили их по шкале от 1 (очень не нравится) до 9 (очень нравится).
Анализируя результаты, исследователи обнаружили, что эмпатизаторы с большей вероятностью будут наслаждаться мягкой, расслабляющей и меланхоличной музыкой, такой как R & B, соул или софт-рок. Тем временем, систематизаторы наслаждались более интенсивной музыкой, включая панк, хэви-метал и хард-рок, быстрыми и сложными композициями.
Резюме
В целом, как показалось автору этих строк, все эти исследования не дают совершенно однозначных результатов, то есть причинно-следственные связи в них не выявляются достаточно чётко. Есть вопросы и к формулировкам, и к степени научности этих исследований.
Интересно, а какой может быть собирательный образ любителя классической гитары? Это богатый или бедный человек, каков его характер, интеллект?
Читайте также: