13 февраля 1945 г. Красная Армия взяла столицу Венгрии – город Будапешт. Группировка германских и венгерских войск была полностью разгромлена и пленена. Маршалы Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский и Фёдор Иванович Толбухин докладывали в Ставку ВГК: войска предельно устали и нуждаются в отдыхе. Однако уже 17 февраля 1945 г. Ставка ВГК поставила 2 Украинскому и 3 Украинскому фронтам новую боевую задачу: провести Венскую наступательную операцию, разгромить германскую группу армий «Юг» и выйти к Южной Германии. Лейтмотив Ставки ВГК и И. В. Сталина был такой: отдыхать будем после войны.
Подготовка к Венской наступательной операции шла полным ходом. Операция была назначена на 15 марта 1945 г.
Тем временем германское командование перебросило в Венгрию из Бельгии 6-ю танковую армию СС – лучшее германское танковое соединение, которое нанесло ряд поражений американским войскам в Арденнах. Командовал армией генерал Йозеф Дитрих, который спас германские войска от полного разгрома Красной Армией под Ростовом-на-Дону в 1941 г. и нанёс поражение американским войскам на первом этапе сражения в Арденнах (Бельгия) в 1944 г., которые потеряли 19.246 человек убитыми и 26.612 пленными, а также 800 танков, отступив на 90 км. Фельдмаршал Г. фон Рундштедт так характеризовал Й. Дитриха: «Решительный, но тупой». Й. Дитрих до конца жизни оставался убеждённым нацистом.
Нужно отметить, что советская военная разведка сработала на «отлично». Выявление присутствия в Венгрии 6-й танковой армии СС было для советской разведки само по себе большой удачей. Оно означало, что противник вскоре перейдет в наступление с решительными целями. Но была решена и задача выявления направления главного удара противника. Например, начальник Оперативного управления Генштаба (и будущий руководитель ГРУ) С.М. Штеменко в своих воспоминаниях указал: «Постепенно был вскрыт и замысел врага. На карте разведчиков пролегли вероятные направления его ударов». Также советская разведка смогла узнать и дату начала наступления противника. Достаточно редкий случай, когда разведка сработала практически безупречно.
Какая же цель была у германского командования в Венгрии?
Пристальное внимание А. Гитлера к Венгрии объяснялось тем, что к концу 1944 г. Германия лишилась нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов Румынии, выведенной Красной Армией из войны на стороне Германии. Единственные нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы, оставшиеся в распоряжении Рейха, находились в австрийском Цистердорфе и на венгерской территории к юго-западу от Балатона в районе Надьканижа.
А. Гитлер обдумывал план длительной обороны «Альпийской крепости», а для успеха такой обороны надо было любой ценой удержать нефтяные месторождения и НПЗ Западной Венгрии и Восточной Австрии. Также важно было для успешной обороны этого района вынести линию обороны на такую серьезную водную преграду, как Дунай, сбросив туда советские войска. Ну и в идеале вернуть ещё Будапешт. Всё это значительно отдалило бы окончание войны и сильно подорвало бы боевой и моральный дух Красной Армии.
Кодовое наименование германской операции – «Весеннее пробуждение». Советское командование получило боевую задачу Ставки ВГК: отразить германское наступление, не прекращая подготовки к Венской наступательной операции.
Отражать наступление противника предстояло 3 Украинскому фронту под командованием Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина.
Силы сторон (к началу боёв, затем поступали пополнения, особенно в технике):
Советские, болгарские, югославские войска:
400.000 солдат и офицеров; 400 танков и САУ; 6.800 артиллерийских орудий; 700 самолётов.
Германские, венгерские войска:
431.000 солдат и офицеров; 877 танков и штурмовых орудий; 900 БТР; 5.600 артиллерийских орудий; 850 самолётов.
Состав 3-го Украинского фронта: 4-я гвардейская, 26-я, 27-я, 57-я армии, 5-я и 17-я воздушные армии. Левый фланг фронта обеспечивали 1-я болгарская и 3-я югославская армии.
Состав группы армий «Юг» (командующий генерал пехоты Отто Вёлер): 6-я танковая армия СС, 6-я армия, 2-я танковая армия, 91-й армейский корпус, 4-й воздушный флот, 1-я венгерская армия.
Германское командование решительно собиралось прорвать оборону советских войск, сбросить их в Дунай и вернуть Будапешт.
Советское командование было настроено не менее решительно остановить вражеское наступление, отбросить германские и венгерские войска, не дать им никаких шансов.
Последнее крупномасштабное германское наступление во Второй мировой войне началось в ночь на 6 марта 1945 года. Расчёт делался на фактор внезапности и мощь танковых войск. Но как уже говорилось, советская военная разведка вскрыла замыслы противника и определила направление главного удара.
Стремительного прорыва у германских войск не получилось – командующий 3 Украинским фронтом И. Ф. Толбухин сосредоточил на направлении главного удара 65% всей артиллерии фронта. Танкистам 6-й танковой армии СС, идущим в первом эшелоне наступления, приходилось прогрызать советскую оборону под огнем чудовищной плотности. В первый день наступления немцы продвинулись лишь на 4 километра вперед. Потери уже были огромны, но операцию отменять не стали.
Советская противотанковая артиллерия играла первую скрипку в борьбе с германскими танками, демонстрируя воинское мастерство и стойкость. Тем не менее немцы ценой огромных потерь продвигались вперёд. 8 марта 1945 г. возникла угроза прорыва советской обороны. Ф. И. Толбухин запросил находившуюся в резерве 9-ю гвардейскую армию и поставил вопрос об отходе на левый берег Дуная. И. В. Сталин, выслушав Ф. И. Толбухина, абсолютно спокойно ответил: «Товарищ Толбухин, если Вы думаете затянуть войну ещё на 5-6 месяцев, то конечно отведите свои войска за Дунай. Там, безусловно, будет потише. Но я сомневаюсь, что Вы так думаете. Поэтому обороняться следует на правом берегу реки».
Советские войска выдержали натиск противника. 9-я гвардейская армия пока осталась в резерве.
За следующие пять дней бесконечных лобовых штурмов немцы продвинулись еще на 15-30 километров, потеряв на направлении главного удара 500 танков и штурмовых орудий из 877 боевых машин. Это были лучшие танки и штурмовые орудия Германии, восполнить их потерю было невозможно.
Нужно отметить, что в боях у озера Балатон немцы применяли приборы ночного видения с инфракрасными ночными прицелами, обеспечивавшие ведение огня на дистанции до 400 метров. Поэтому германские танки и штурмовые орудия и ночью стреляли достаточно точно. Впрочем, красноармейцы нашли противоядие против этого – чтобы уменьшить эффект применения немцами инфракрасных прицелов, они жгли костры перед своими позициями.
К 15 марта 1945 г. германское наступление выдохлось, противник исчерпал возможности наступления.
И вот тут Ставка ВГК сработала как опытный игрок, бросив на стол козырь – 16 марта 1945 г. в сражение была введена 9-я гвардейская армия в составе 37-го, 38-го и 39-го гвардейских стрелковых корпусов, каждый – по три гвардейские стрелковые дивизии. 9-я гвардейская армия была полностью укомплектована, причем самыми лучшими солдатами. 9-я гвардейская армия нанесла классический удар во фланг и тыл 6-й танковой армии СС. Далее 9-я гвардейская стремительно пошла на Вену. Началась Венская наступательная операция. Кстати, практически, как и планировалась. Разница составила 1 день – вместо 15 марта началась 16.
Разочарованию А. Гитлера не было предела. План спасения Германии полностью провалился.
Генерал Г. Гудериан назвал сражение у озёра Балатон могилой германских танковых войск. А в Вермахте стала известна злая и ироничная шутка Й. Дитриха: «Моя армия 6-я потому, что в ней осталось 6 танков».
Балатонская оборонительная операция показала в очередной раз храбрость и стойкость советских солдат и офицеров, их воинское мастерство. А также талант и мастерство советского командования.
Потери советских, болгарских и югославских войск составили 8.492 убитыми и 24.407 ранеными.
Потери германских и венгерских войск составили 40.000 убитыми и 5.000 пленными. Тяжелыми были и потери в технике:
- 968 танков и штурмовых орудий (из которых 185 было захвачено советскими войсками в исправном состоянии);
- 446 бронетранспортёров.
Продолжение следует.