Найти в Дзене
Журнал Учителя

Идеологическое единство, равенство, независимость и многообразие общества

Чаще всего, вопросы современной теории образования и педагогической практики, возникают из-за трудностей, связанных с развитием многообразия.

Плюрализм всегда представлял собой проблему для педагогики. В традиционной системе преподавания, основанной на религиозных, философских и идеологически унитарных взглядах, многообразие было "виновником" неэффективности обучения, поскольку эта педагогика считает, что, чем более единообразным является образование (с точки зрения взглядов и ценностей), тем сильнее будет его воспитательный эффект.

Считалось, что культурный и ценностный плюрализм, создают путаницу, которая снижает ясность посланий и предпочтений педагога и, тем самым, подрывает эффективность его работы.

Вопрос в том, может ли педагогика теоретически оправдать плюрализм как свой идеал? Это было бы невозможно, даже в середине прошлого века.

https://minsk.citybb.net/upl/18/11/92293-5be0dcbbbb26d3-768598900.jpg
https://minsk.citybb.net/upl/18/11/92293-5be0dcbbbb26d3-768598900.jpg

Образование в духе исторически проверенных 2000-летних традиций, и классической европейской культуры, было единственной структурой, которая давала учителям уверенность в эффективности образования.

Новые провокационные элементы, рожденные в искусстве первой половины прошлого века, не смогли проникнуть через дверь школы. Даже, критическая педагогика не приняла идею плюрализма в смысле культурного многообразия, в качестве своей главной цели.

Критическая или освободительная педагогика (оба термина использовались немецкими теоретиками середины двадцатого века) была, фактически, связана с критической теорией общества и определяла цели образования, как формирование зрелого, критического и эмансипированного предмета.

В рамках критической теории исследования показали, что эмансипация может быть ошибочной образовательной целью. Исследователи разработали концепцию эмансипации (раскрепощения) в двух несовместимых смыслах.

Во-первых, они определили раскрепощение, как поведение, ориентированное на освобождение человека от зависимости нерациональных социальных механизмов и давления. В этой интерпретации раскрепощение, является центральным позитивным посылом критической теории общества.

Цель раскрепощения - перестроить иррациональные и идеологические механизмы социальной сплоченности, в свободный уклад жизни общества, основанного на разуме.

https://mamafm.ru/images/2680-vospitanie-bez-chastitsy-ne.jpg
https://mamafm.ru/images/2680-vospitanie-bez-chastitsy-ne.jpg

Воспитательная педагогика не выделяла, этот социальный аспект эмансипации, в своих целях образования. Вместо этого оно воспринимает эмансипацию индивидуалистически, как возможность для отдельных детей свободно реализовать свои жизненные перспективы.

Индивидуалистическая эмансипация, действительно означает, прежде всего, огромное расширение контроля человека над природой, что в конечном итоге, становится препятствием для дальнейшего развития, и ведет человечество к новому варварству, которое заканчивается нерациональной системой разделения человеческого господства над природой, при которой, в рамках социального организма, господство человека над природой воспроизводится, как господство человека над человеком.

Таким образом, можно понимать эмансипацию (раскрепощение), как амбивалентное явление, реализованное в противоположных ценностных измерениях. Процесс раскрепощения в обществе всегда содержит в себе риск того, что "доброкачественная" эмансипация сведется к "злокачественной".

Автономия личности - это миф атомизированного современного общества, поскольку суверенитет, идеал бескомпромиссной самодостаточности и мастерства, противоречит самому условию плюрализма.

Ни один человек не может быть сувереном, потому что Землю населяют люди, а не один человек.

Унитарная идеологическая система представляет ту же угрозу плюрализму, что и атомизированное современное общество и моральный индивидуализм.

https://images.onlinelabels.com/images/clip-art/jonata/jonata_Embrace_the_World.png
https://images.onlinelabels.com/images/clip-art/jonata/jonata_Embrace_the_World.png

Жизнь задумана, как антропология, которая определяет два ключевых аспекта человеческого состояния: труд и действия. Именно действия, является сущностью человеческого существования.

В его рамках люди могли бы, также попытаться найти важные последствия для современного понимания образования.

Человек может жить в обществе, ничего не делая и даже ничего не создавая, но не может жить без действий. Действия означают признак интеграции между людьми, и именно в интеграции заключается суть плюрализма.

То, что происходит между людьми - всегда указывает на их уникальность, разнообразие и различия. Плюрализм, является существенным моментом человеческого существования. Понятная межличностная интеграция, является ядром всех других процессов, включая интеграцию обычаев и ценностей.

Спасибо, что дочитали статью до конца!