Интересно, что в ответах отдельных студентов отражены те споры, которые ведутся среди десятиклассников между сторонниками педагогической профессии, с одной стороны, и приверженцами профессии врача, с другой.
Вот ответ одной из студенток, явно находившейся под впечатлением таких споров: «Медики говорят: «Хорошо возвращать человека к жизни».
А я говорю: «Еще лучше направлять его в эту жизнь. Поэтому я избрала педагогическую деятельность».
Другая студентка пишет:
«Я избрала педагогическую деятельность. Почему?... Почему не пойти учиться в мединститут? Но у меня нет желания ехать в мединститут, и я не хочу подчиняться этой «моде». Некоторые девушки, не имея призвания, подчиняются этой «моде». Любя детей, я хочу всю свою жизнь вращаться среди них. Это я задумала очень давно. За это меня некоторые ругали, некоторые хвалили. Но у меня не было колебаний».
Из приведенных двух ответов видно, что вокруг выбора профессии ведется своеобразная борьба с полемическим задором, с выпадами против «моды».
Одни ругают за то, за что другие хвалят.
Студентка факультета языка и литературы заявляет, что ее запугивали работой в глухой деревне. «Когда я избрала себе, — пишет она, — профессию педагога, многие запугивали меня: пошлют тебя по окончании института в глухую далекую деревушку».
С большим достоинством и верой в творческий труд педагога отвечает на обывательские запугивания юная патриотка:
«Настоящее счастье советского человека заключается в труде, напряженном творческом труде на благо Родины... Я сознаю величие труда педагога, воспитывающего в ребенке лучшие качества советского гражданина. И этот труд велик и полезен в деревне, как и в городе».
Для многих школа за десять лет учебы стала настолько близкой, родной, настоящей второй семьей, что они решили вновь вернуться в школу, но уже учителями.
С теплым чувством вспоминают они свои школьные годы.
«Вот пришел и знаменательный день 1 сентября 1936 го- да, первый день посещения школы, той школы, память о которой я буду свято хранить всю жизнь», — пишет студентка физико-математического факультета.
Нельзя не отметить, что эти 115 человек, избравшие еше на школьной скамье профессию педагога, по обшей и стилистической грамотности, по своему развитию, стоят на достаточно высоком уровне.
Видно, что учились они в хороших школах, у хороших учителей, которых поминают добрым словом и похожими на которых они хотят быть, когда окончат педагогический институт и сами станут учителями.
Студентов, ответы которых мы разобрали и которые составляют подавляющее большинство первокурсников (70 проц), можно считать золотым фондом педагогического института: они определяют педагогическое лицо и педагогическую направленность института, они придают всему коллективу студентов четкую целеустремленность, и можно с уверенностью сказать, что все они, при условии правильно организованных теоретических и практических занятий, выйдут из института настоящими учителями лучшей в мире советской школы.
Интересны и показательны ответы второй группы студентов, никогда не мечтавших быть педагогами, увлекавшихся на школьной скамье различными профессиями, определенно не знавших, куда их влечет, ио потом, под влиянием тех или иных причин, решивших твердо и безоговорочно стать учителями.
Таких ответов 40 из 166, или 24 процента.
Характерно для данной категории ответов следующее искреннее признание студентки литературного факультета.
«Прямо говоря, я никогда не хотела быть педагогом. На вопрос, кем же я хотела быть, мне ответить трудно. До восьмого класса я любила математику и хотела стать инженером, но потом... детская мечта пролетела бесследно. Математику стали преподавать плохо, я перестала ее любить. С этих пор я на всю жизнь решила покончить с математикой.
Я любила литературу. Чтение книг доставляло мне огромное удовольствие, т. к. я узнавала очень много нового. Но настоящая любовь к литературе у меня появилась в 8 классе, когда я часто стала посещать театр. Театр! Невольно на язык просятся цитаты из Станиславского и Бирман о театре. Я жадно стала поглощать театральную литературу. . . Я очень любила театр, но не мечтала никогда о театральном институте или училище... В 10 классе я поняла, как сильна моя любовь к театру. Появилось огромное желание попасть в театральный институт, на театроведческий факультет. Но желанию моему не суждено было осуществиться. Домашние как-то подозрительно отнеслись к моему увлечению театром. И я решила поступить в педагогический институт. Но не необходимость заставила иттн меня в этот институт, а любовь к литературе. Я хочу, чтобы педагогический институт сделал из меня хорошего педагога, педагога артиста, безукоризненно знающего литературу».