"Современное искусство, если говорить широко, начинается там, где кончается естественность и наглядность – и появляется необходимость в нас и нашей санкции. Последние полторы сотни лет искусство главным образом занимается репрезентацией того, что не является непосредственно ощутимым. Поэтому искусство нуждается в репрезентации само." В. Пелевин.
Друзья! Я вернулась из Праги и привезла для вас море фотографий и впечатлений от посещения музеев и выставок. В ближайшие пару недель я буду рассказывать в этом блоге о современном искусстве (и не только), в изобилии представленном в музеях и галереях чешской столицы.
Итак... Прежде всего я хотела посмотреть картины знаменитого создателя стиля Арт Нуво Альфонса Мария Мухи (чеш. Alfons Maria Mucha, 1860-1939). И было бы логичным отправиться для этого в Музей Альфонса Мухи (7, Panská 890, Praha). Каково же было моё удивление, когда из отзывов посетителей в интернете я узнала, что оригиналов работ Мухи там почти что нет! Два небольших зальчика со скрипучими полами демонстрируют посетителям лишь репродукции и литографии, за немыслимые для такой экспозиции 300 крон (12 евро)! Даже магазин сувениров с книгами по 50 евро не спасает ситуацию.
В этот музей я не пошла.
Далее, я решила посетить одно из отделений Национальной Галереи Праги во Дворце Кинских (Palác Kinských) прямо на центральной площади города, Староместской. На фасаде дворца большими буквами набрано: DALI MUCHA WARHOL. Но я уже учёная, на такую рекламу не купилась. Спросила у билетёра напрямую: оригиналы есть? Он, помявшись, признался, что всё «литографии». Опять мимо.
Это уже потом я выяснила, что за право выставлять оригиналы Альфонса Мухи Прага конкурирует с Моравским Крумловом, где представлена знаменитая «Славянская эпопея». Правда, ехать в Крумлов тоже было бессмысленно: «Славянская эпопея» путешествует по разным музеям мира, и в Крумлове её можно и не застать…
В общем, мне совершенно не хотелось смотреть на копии. Я была настроена на непосредственную встречу с прекрасным, поэтому в конце концов отправилась в Выставочный дворец (Veletržní palác), также являющийся частью Национальной Галереи Праги. Пришла туда… и пропала.
Постоянная экспозиция расположена на втором и третьем этажах. Я начала осмотр со второго этажа, но логичнее было бы начать с третьего. На третьем представлено искусство Первой Чехословацкой республики (1918-38 гг), тогда как на втором – более позднее (от 1930 до наших дней).
Мимо некоторых залов хочется пройти, не поднимая глаз. Жутковато! В одном зале представлены фотографии во всю стену с довольно травмирующими сюжетами. Например, человек, прорастивший черенок дерева в своей руке... Я не стала это снимать.
"Художественной цензуры, как известно, не существует – просто некоторые маршруты творческого полета сопровождаются сильным попутным ветром." В. Пелевин.
Но есть и более жизнерадостные экспонаты.
Или вот - The Beatles.
"Ценность объекта определялась непосредственным впечатлением, которое он производил на клиента, готового платить." В. Пелевин.
Как вам такая инсталляция?
С современным искусством никогда точно не знаешь: это арт-объект или просто мусор от ремонта не убрали?
«Разбираться» в современном искусстве, не участвуя в его заговоре, нельзя – потому что очки заговорщика надо надеть уже для того, чтобы это искусство обнаружить. Без очков глаза увидят хаос, а сердце ощутит тоску и обман. Но если участвовать в заговоре, обман станет игрой." (В. Пелевин)
"Сейчас ведь надо по башке молотком бить, чтобы обратить на себя внимание." (В. Пелевин)
"Любое творческое действие настроенного на выживание современного художника – это просьба принять его в заговорщики, а все его работы – набранные разными шрифтами заявления на прием." В. Пелевин.
"Я вижу искусство как некое поле событий, на одном полюсе которого – веселые заговоры безбашенной молодежи с целью развести серьезный мир на хаха, охохо или немного денег, а на другом – бизнес-проекты профессиональных промывателей мозгов, пытающихся эмитировать новые инвестиционные инструменты…" В. Пелевин.
Подобное наивное искусство видела в Новой Третьяковке. Похоже на "Весну" М.Ларионова.
Даёшь больше современного искусства! Да или нет? Голосуйте в комментариях!
Понравилась публикация? Поддержите лайком и подпиской! Спасибо.