Любое живое, развивающееся искусство имеет основные траектории и миллион касательных, которые переплетаются с другими смежными искусствами и культурными явлениями.
Это правда, что у каждой большой волны есть обратное течение, которое как поддерживает, так и сопротивляется ей. Понимая, что в искусстве ничто не может быть точно классифицировано, я хотел бы предложить несколько наблюдений аналитического характера.
- Типичным объяснением расцвета форм фьюжн-дэнса в США является то, что американцы адаптируются изначально этнически к своей культурной среде и традициям.
- Другой поворот в этом же рассуждении заключается в том, что распространение tribal и других стилей fusion стимулируется недостатком знаний или интереса к подлинному этническому танцевальному искусству.
Эти объяснения не признают истинного культурного происхождения tribal и многих других стилей fusion, а также причины, по которым они настолько убедительны.
Tribal belly dance не является высокогламурным "сексуальным" шоу, которое ночные клубы и рестораны хотят показывать перед своими клиентами.
Существует немного основных коммерческих площадок для tribal belly dance. Большинство занимающихся в основном tribal belly dance/ tribal fusion не руководствуются надеждой попасть на профессиональную сцену как можно скорее. По этой причине хореографы tribal belly dance менее мотивированы сосредотачиваться на легких, запоминающихся хореографиях, трюках, реквизитах и приемах профессионального перфоманса; вместо этого они тратят много времени на упражнения по изоляции, центровке тела, осознанию мышц и групповой синхронизации - способ, который легко убил бы многих на уроках "cabaret belly dance".
Но tribal style привлекает женщин всех возрастов и уровней красоты и мастерства. Они обладают иммунитетом к культуре гламура и проявляют уважительное безразличие к настоящему национальному танцевальному искусству.
По моему опыту, ключом к пониманию движущей силы tribal belly dance американского происхождения и других форм belly dance fusion является слово "фантазия".
- В дискуссиях, связанных с танцами живота, мы говорим "фантазия" с юмором, иногда пренебрежительно, иногда в качестве беззаветного антонима академическому понятию аутентичности.
- Я буду использовать слово "фантазия" как однозначно позитивный термин. Эта концепция помогает поместить tribal belly dance и другие стили "fusion" в более широкий культурный контекст. Как вершина айсберга, это слово указывает на гигантское культурное образование, о котором стоит задуматься, путешествуете ли вы по этим водам ради удовольствия или ради выгоды.
В течение 60-х - 80-х годов прошлого века танец живота в США процветал в городских этнических клубах, которые развлекали иммигрантов и гостей из Ближнего Востока/Средиземноморского региона. Однако широкая общественность не знала об этих клубах.
Американские танцоры, выступающие для иммигрантской аудитории, стремились узнать о сцене и фольклорных танцах в странах, где зародился танец живота, и достигли значительных уровней технического мастерства и идентификации с культурами Ближнего Востока.
В ранних шоу не было много "театра" - они имитировали развлечения ближневосточной аудитории. На личном уровне танцоров мотивировала жажда богатого и разнообразного культурного опыта, а также желание учиться танцам, выходя за рамки своей культуры.
Но с каждой волной новой популярности танца живота мотивация у массового любителя была основана на совершенно разных, эгоцентричных понятиях - "сексуальная" / "экзотическая" / "загадочная желанная красота" / "дива" / "звезда" / "девушка эстрады" / "вамп" / "прекрасная рабыня" / "романтическая экзотика" / "дикая страстная цыганка" - не на любознании к далеким приключениям и невольным искусствам.
Происхождение этой популярности все еще имело восточные корни - реакция на "мужские фантазии" и использование восточных образов в качестве предлога для ухода от социального консерватизма и изучения чувственности человека. Последнее всегда будет присутствовать и будет выдающейся мотивацией для изучения танца живота.
Женщины всегда стремятся к свободе и выражению своей женственности, используя различные образы (богиня, цыганка) в качестве вдохновения (или оправдания).
В последние десятилетия XX века народная культура наводнилась мощной волной усиливающегося интереса к художественной фантастике, фантастическим фильмам и комиксам, другим искусствам, наполненным фантазией и магическим реализмом. миф, воображаемые миры, средневековая и готическая романтика породили невероятный новый диапазон художественных образов. Фантастические жанры проникли во все сферы жизни - кино, литературу, изобразительное искусство, сообщества ролевых игр и, конечно же, танцы.
Восточные мотивы сохранились, но теперь уже обходят "мужские фантазии". Новый художественный ориентализм сосредоточился на
- мифе и духовных культурах "экзотических земель",
- на древних ритуалах,
- на секретах чувственного исполнения,
- на знаниях о женской стороне божественного,
- о священной природе материнства.
На ум приходит сравнение ориентализма в фильмах Джеймса Бонда с фильмами Индианы Джонса. По мере появления новых танцевальных стилей живота они развивались в направлении, заданном жанрами фантастики в литературе/кино.
Продолжение следует..