Сначала я расскажу пару историй не относящихся к школе. Из которых станет очевидно, почему школа действительно не может научить ребенка думать.
Но чему же она учит? И за что берет такую плату?
"Кости мертвой птицы": первый урок понимания
Более четверти века назад я работал директором аналитического департамента финансовой компании. Однажды в биржевом зале я познакомился с молодым парнем, ровесником. Главное отличие между нами было в том, что
- у меня за плечами был опыт научной работы,
- а у него - занятий бизнесом. Причем, в самом начале “Лихих 90-х”.
Как-то, глядя на трейдеров, у терминала Reuters анализирующих графики цен акций, он задумчиво произнес:
- “Кости мертвой птицы”.
- “Что?”, - не понял я.
- “Кости мертвой птицы”,- повторил он. “Сама птица давно улетела, остались кости, по которым они пытаются изучить ее полет”.
Это короткое замечание перевернуло мои представления о ценности финансового, да и любого другого анализа, поставила все с головы на ноги.
Как раскалывать грецкие орехи
Как учили бы в школе колоть грецкие орехи?
- Показали бы орех,
- точнее, его рисунок,
- точнее - изображение на интерактивной доске,
- а еще точнее - “теоретико - множественное” символьное описание.
Показали бы схемы колки орехов и - в продвинутом варианте - скорлупу уже расколотых правильным образом орехов, разложенную правильными кучками.
Математике учат также, как "колоть орехи"
Хотя математика и не орех.
Детям показывают готовое решение, но не показывают, как колоть, не учат раскалывать конкретные орехи.
"В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления" В.П. Ермаков
- "Ну и где эти процессы", стесняюсь вас спросить?
Я говорю не о поурочном планировании, “технологических картах уроков”, электронном журнале, и т.п. Все перечисленное даже не скорлупа, а приспособления для демонстрации скорлупы.
Где процессы решения задач, написания сочинений, понимания исторических процессов? Не запоминания, кто первым крест к воротам какой захваченной крепости приколотил, или кто кому башку отрубил во имя святой цели, а исторические процессы и методы их исследования?
Не могли бы вы привести парочку?
Про математические “процессы решения задач”
“Решаем задачу № 346 методом № 567”,- как метафорично и, при этом очень точно, выразился один умный комментатор к прошлым статьям, учитель с 40-летним стажем.
Показ ореховых скорлупок не учит раскалывать орехи.
Изучение "костей мертвой птицы" не помогает понять ее полет.
Демонстрация шаблонов “решений” не учит решать задачи.
А чему же тогда “учат” в школе?
Даже тренировкой памяти это не назовешь.
Ситуация такова, что память школьников еще более дырявая, чем решето, через которое моя бабушка лет 50 лет назад просеивала муку ...
"Математика – заклятый враг зубрёжки". Эжен Ионеско
Обратное тоже верно (((
Вероятно была очень серьезная причина изъять из списка учебных предметов логику, науку о мышлении ... Но это тема будущего разговора.
Как в школе учат "писать" сочинения
Только наивные люди полагают, что "математики" думают лучше, чем "гуманитарии" ...
"Мнение, что способность к математике встречается реже, чем способность к другим наукам, – это только иллюзия, которую породили те, кто берется за математику непоследовательно и небрежно" Иоганн Фридрих Гербарт
Человек либо думает, либо нет.
В школе не учат писать сочинения.
- "В сочинении должно быть 3 части: вступление, основная часть и заключение. 300 слов, приведите цитату”.
Опять “кости мертвой птицы”, ореховая кожура. Но КАК писать сочинение? Этому не учат.
Приведите, пожалуйста, пару примеров обратного. Из учебников, пожалуйста, если можно, а не отдельные примеры отдельных учителей из глубинки, на свой страх и любовь к Великому и Могучему иногда пытающихся научить детишек думать письменно.
Из разговора с учителем
Пару лет назад я разговаривал с учителем русского языка и литературы, неглупым мужиком. Заикнулся о том, что единственный работающий способ выработать грамотное письмо - это много читать и переписывать грамотные тексты. Он оживился:
- “А вы знаете, я второй раз в жизни слышу об этом … Моя старая учительница говорила мне об этом способе. “Только бери старые книги, которые прошли грамотную корректуру”.
Представляете?..
А если представляете, чем отличается раскалывание орехов от готовой кучки ореховых кожурок - подключайтесь к обучению собственного ребенка. В любой форме: это все равно будет лучше, чем надеяться на “экспертов”.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал здесь.