Найти тему

Почему школа не научит вашего ребенка думать?

Оглавление

Сначала я расскажу пару историй не относящихся к школе. Из которых станет очевидно, почему школа действительно не может научить ребенка думать.

Но чему же она учит? И за что берет такую плату?

"Кости мертвой птицы": первый урок понимания

Более четверти века назад я работал директором аналитического департамента финансовой компании. Однажды в биржевом зале я познакомился с молодым парнем, ровесником. Главное отличие между нами было в том, что

  • у меня за плечами был опыт научной работы,
  • а у него - занятий бизнесом. Причем, в самом начале “Лихих 90-х”.

Как-то, глядя на трейдеров, у терминала Reuters анализирующих графики цен акций, он задумчиво произнес:

- “Кости мертвой птицы”.

- “Что?”, - не понял я.

- “Кости мертвой птицы”,- повторил он. “Сама птица давно улетела, остались кости, по которым они пытаются изучить ее полет”.

То, что это кости рыбы с сайта Pixabay.com, сути дела не меняет. Рыбы уже нет ...
То, что это кости рыбы с сайта Pixabay.com, сути дела не меняет. Рыбы уже нет ...

Это короткое замечание перевернуло мои представления о ценности финансового, да и любого другого анализа, поставила все с головы на ноги.

Как раскалывать грецкие орехи

Как учили бы в школе колоть грецкие орехи?

  • Показали бы орех,
  • точнее, его рисунок,
  • точнее - изображение на интерактивной доске,
  • а еще точнее - “теоретико - множественное” символьное описание.

Показали бы схемы колки орехов и - в продвинутом варианте - скорлупу уже расколотых правильным образом орехов, разложенную правильными кучками.

Математике учат также, как "колоть орехи"

Хотя математика и не орех.

Расколотые орехи с сайта pixabay.com
Расколотые орехи с сайта pixabay.com

Детям показывают готовое решение, но не показывают, как колоть, не учат раскалывать конкретные орехи.

"В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления" В.П. Ермаков

- "Ну и где эти процессы", стесняюсь вас спросить?

Я говорю не о поурочном планировании, “технологических картах уроков”, электронном журнале, и т.п. Все перечисленное даже не скорлупа, а приспособления для демонстрации скорлупы.

Где процессы решения задач, написания сочинений, понимания исторических процессов? Не запоминания, кто первым крест к воротам какой захваченной крепости приколотил, или кто кому башку отрубил во имя святой цели, а исторические процессы и методы их исследования?

Не могли бы вы привести парочку?

Про математические “процессы решения задач”

“Решаем задачу № 346 методом № 567”,- как метафорично и, при этом очень точно, выразился один умный комментатор к прошлым статьям, учитель с 40-летним стажем.

Показ ореховых скорлупок не учит раскалывать орехи.
Изучение "костей мертвой птицы" не помогает понять ее полет.
Демонстрация шаблонов “решений” не учит решать задачи.

А чему же тогда “учат” в школе?

Даже тренировкой памяти это не назовешь.

Ситуация такова, что память школьников еще более дырявая, чем решето, через которое моя бабушка лет 50 лет назад просеивала муку ...

"Математика – заклятый враг зубрёжки". Эжен Ионеско

Обратное тоже верно (((

Вероятно была очень серьезная причина изъять из списка учебных предметов логику, науку о мышлении ... Но это тема будущего разговора.

Как в школе учат "писать" сочинения

Только наивные люди полагают, что "математики" думают лучше, чем "гуманитарии" ...

"Мнение, что способность к математике встречается реже, чем способность к другим наукам, – это только иллюзия, которую породили те, кто берется за математику непоследовательно и небрежно" Иоганн Фридрих Гербарт

Человек либо думает, либо нет.

В школе не учат писать сочинения.

- "В сочинении должно быть 3 части: вступление, основная часть и заключение. 300 слов, приведите цитату”.

Опять “кости мертвой птицы”, ореховая кожура. Но КАК писать сочинение? Этому не учат.

Приведите, пожалуйста, пару примеров обратного. Из учебников, пожалуйста, если можно, а не отдельные примеры отдельных учителей из глубинки, на свой страх и любовь к Великому и Могучему иногда пытающихся научить детишек думать письменно.

Из разговора с учителем

Пару лет назад я разговаривал с учителем русского языка и литературы, неглупым мужиком. Заикнулся о том, что единственный работающий способ выработать грамотное письмо - это много читать и переписывать грамотные тексты. Он оживился:

- “А вы знаете, я второй раз в жизни слышу об этом … Моя старая учительница говорила мне об этом способе. “Только бери старые книги, которые прошли грамотную корректуру”.

Представляете?..

А если представляете, чем отличается раскалывание орехов от готовой кучки ореховых кожурок - подключайтесь к обучению собственного ребенка. В любой форме: это все равно будет лучше, чем надеяться на “экспертов”.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал здесь.