У дизайна есть моральный компонент — это то представление о достойной жизни, которое он нам транслирует.
Себастьян Детердинг, дизайнер
Просторный зал для мероприятий. Суета людей, ожидающих зарубежного гостя. Человек в углу, на стуле что-то пишет и бормочет – в этой роли я, готовлюсь взять интервью, вношу правки в опросник, который устал, начинает протестовать, съеживается и тускнеет.
Он опаздывает.
Он - Карим Рашид - дизайнер № 1 в мире. Ему можно, - думаю я. Он опаздывает намного. Еще бы! Когда работы в 40 странах мира, и ты лауреат трех сотен международных премий - можно опаздывать (даже если за встречу заплатили).
Но пришла другая мысль.
Как может выглядеть человек, когда у него за плечами более 4 000 реализованных дизайн-идей в производстве, включая проекты дизайна мебели, посуды, украшений и аксессуаров, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, интерьеров, инсталляций, и архитектурных объектов?
Трудоголик до мозга костей. Как минимум. Если разбить его проекты на срок «творческой деятельности» - получается 1 проект каждые 3 дня.
Еще полистал Google. Вижу портрет моего героя трудовых будней, и вычитываю о подвиге его секретаря (трудяга насчитал что-то около 70 000 тысяч набросков, сделанных рукой Карима).
Мастер берется за разработки невообразимого количества предметов и вещей: ОТ роскошных люксовых отелей - ДО посуды, бумажных упаковок и демократичных мусорных вёдер. Что ж за человек? Как этот египтянин стал лучшим дизайнером? Получается, как у Маршака:
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.
А может? Джинсы, борода, волосы до плеч, сутулость, суетное поведение и уставший взгляд в пол… Короче, «Хипарь». Неудивительно, что на таможне его часто задерживают. Конечно из-за однофамильца из списка разыскиваемых террористов, но, наверняка экзотическая внешность дизайнера играет не последнюю роль.
В зал вошел высокий стройный мужчина, с модной стрижкой. Весь в розовом: от оправы очков и колец - до костюма и туфлей. Скорее это стало решающим, когда ему заказали интерьеры ресторан Morimoto (Филадельфия), отель Semiramis (Афины), отель Nhow (Берлин) и Станция метро Universita (Неаполь).
И тогда я узнал из первых уст его Историю восхождения на Монблан.
Андрей Толкачев: Карим! Как бы Вы назвали свой стиль одним словом?
Карим Рашид: Известно, что, с одной стороны, дизайн основан на классической геометрии, с другой, это не только стиль, дизайн должен быть ориентирован на окружающие условия. Это Концепция чувственного минимализма. Это принцип смазанных границ. Мы — любим вещи, которые были бы частью нас, ни в чем нас не ограничивали, но не имели бы ничего лишнего. Я бы даже сказал, упорядочивали нашу жизнь. Я создаю то, что не перегружено, но в то же время очень женственно и чувственно.
А.Т.: Вы одеты в розовое и в своих работах часто используете розовый цвет…
К.Р.: …Розовый — очень провокационный цвет, он заставляет нас думать в позитивном русле. Я осознал, что это очень сильный, вызывающий полемику цвет. Когда я ношу одежду розового цвета, например сидя в бизнес-классе самолета, я тем самым провоцирую людей, заставляю их задуматься. Моя мама рассказывала мне историю (сам я этого не помню): когда мне было восемь лет, я всегда надевал розовый пиджак, чтобы втереться в доверие к девочкам. Что ж, большое спасибо маме за то, что она имела смелость когда-то купить мне розовый пиджак.
А.Т.: И тогда посыпались творческие идеи?
К.Р.: Да, конечно, но первый проект был сделан в университете для моего отца, художника. У него была привычка рисовать с обеих сторон картин, так что я разработал для него мольберт, сделанный из пластика и металла, с помощью которого отец мог рисовать с двух сторон полотна, легко переворачивая его…
А.Т.: Что Вас вдохновляет?
К.Р.: В первую очередь меня вдохновляют люди, которых я встречаю, и их личный опыт . Мне приходится работать в разных странах, и из-за этого я остро чувствую коллективное бессознательное. По сути, у людей в разных частях света одни и те же желания и намерения.
А.Т.: В одном интервью Вы сказали, что Вы перфекционист и каждый раз, начиная работу над новым проектом, думаете, как улучшить мир, как создать не отдельный предмет - коллекцию, не функцию предмета - а его философию.
К.Р.: Работай for fun, а не ради вознаграждения. Мой движущий мотив в творчестве — это желание вдохновлять людей. Все нужно рассматривать в единстве и гармонии. В действительности, если какие-то производители хотят получить дизайн стакана, то они сосредоточены на стакане, концентрируются только на нем. Это изначальная ошибка. Дизайн — это продолжение человека и его социального бытия, поэтому дизайн стакана нужно рассматривать в контексте развития социальных отношений и разнообразия окружающего мира.
А.Т.: Можно уточнить, что конкретно Вы хотите выразить в дизайне?
К.Р.: Для меня дизайн — это инструмент, чтобы показать: мир может быть еще лучше, прекраснее и интереснее.
А.Т.: Вы как-то назвали множество брендов, с какими хотели бы работать: LG, Bose, Boeing, Bang and Olufsen, Ferrero, H&M, Rubbermaid, Numark, Conair, Bionaire, Johnson & Johnson, Kartell, Herman Miller, Braun, Adidas, IKEA, Vitra, Fiat, Fornarina, United Nude, TechnoGym, Tumi, — но среди них нет ни одного российского!
К.Р.: Проблема в вашем менталитете. Ведь, например, в США каждый второй пытается создать свой собственный бизнес: Apple, IBM и др. Непонятно, что с вами происходит? А.Т.: Карим! Вы яркий дизайнер — у вас яркий имидж, яркая одежда, яркие идеи, яркие выступления на публике и т.д. Вы утверждаете, что «используете краски, чтобы выразить и вызвать переживания, вдохновить окружающих». Получается, каждая Ваша встреча с клиентом — это событие! Как Вы получаете столько заказов? В чем Ваш подход к деловым переговорам?
К.Р.: На cамом деле над каждым проектом я работаю по одной и той же системе. Сначала общение с клиентом. Беседа строится так, чтобы он (клиент) наполнил меня своими идеями, впечатлениями, чтобы полностью «засеять» поле ожиданий. Затем в течение нескольких дней я делаю наброски, записываю идеи, забиваю блокнот эскизами, подключаю свою команду, и в форме «мозгового штурма» мы вместе додумываем будущее воплощение идеи. Мир полон хаоса, и победить хаос может только дизайн.
А.Т.: Дизайн для многих людей — это узкая область деятельности.
К.Р.: Да! Для многих людей дизайн связан с сооружением, строением, конструированием. Я говорю всем: нет-нет, вы можете создать «дизайн» бизнеса, услуги, даже политики. Все успешные компании имеют безукоризненный, хорошо организованный «дизайн». Дизайн — это не физическое понятие. Это план, замысел. Вы можете спланировать вашу жизнь и жить, придерживаясь своего «дизайна». Я занимаюсь многими вещами, я вообще по жизни трудоголик, — я творю новое и наслаждаюсь каждым мгновением своей работы.
Я мечтаю спроектировать «Дом будущего», в котором могли бы жить абсолютно обычные люди, чтобы каждый элемент в этом доме был принципиально новым и инновационным. Прошлое — это оковы. Прошлое мешает, а все, что мешает, что неудобно, не имеет оправдания.
В Белграде я создал маленький ресторан Majik Café, - он стал главной достопримечательностью. На него приезжают посмотреть люди со всего мира. В нем игра с освещением и LED-дисплеями по периметру для создания уникальной атмосферы. Разгадка — в ней. Можно создать маленький проект, который будет иметь огромное значение. Главное — ставить перед собой большие задачи!
Полную версию интервью можно посмотреть в журнале "Event-маркетинг" по данной ссылке.
ВОТ И ВСЕ.
Сияющая улыбка на лице героя и немой вопрос. Типа, ну ты все понял?
Киваю, пробегая глазами по галерее татуировок на руках Карима. Уже многие лета, в свой день рождения он набивает татуировку, ту самую, которая каждый раз приносит ему новый символ и смысл.
…Уже увезли моего респондента на ужин, уже рассеялись люди по своим делам. Уборщица замелькала в синем…
-Да, все понятно, - сказал вдруг себе. – Посмотри на название его книги: «Я хочу изменить мир». Ему уже шестой десяток, и он конечно, многое изменил, даже если хотя бы на 1%.
Дело не в том, что он соединил природу с хай-теком, он просто сделал мир теплым и красивым, но не знает об этом и все пытается…
P.S. После интервью я узнал о нем еще одну новость - Карим развелся с женой. И вспомнил. На фото, в гостиной его дома портрет, на нём изображена его жена, прислонившаяся губами к стенке душевой кабины. Искусство оказалось бессильным, когда пришло время разойтись в разные стороны двум, некогда любящим друг друга людям.