Найти тему
Беерот Ицхак

От праздников – к будням

Название месяца Мархешван в переводе означает «горький Хешван». Горький, потому что в нем нет никаких «дат»: ни праздников, ни трауров. Обычно «дата» определяет основное «настроение» месяца. В месяц Адар мы веселимся, а на месяце Ав лежит отпечаток траура по разрушению Храма. Но какова наша задача в месяце Мархешван? Над чем нужно трудиться, что исправлять? В этом мы сможем разобраться, вспомнив те праздники, которые мы совсем недавно отмечали…

Мархешван – это не просто месяц, это период, который начинается сразу после месяца праздников, последний из которых – Симхат Тора. В поведении людей после насыщенного праздниками месяца можно выделить две основных линии.

У первой категории сразу по завершении праздников возникает ощущение, что все, можно спокойно вернуться к будням. Такой человек похож на ребенка, который убегает из школы. До Рош а-Шана и Йом Кипур ему говорили, что надо делать тшуву, надо исправляться. Но вот праздники прошли, значит, можно и отдохнуть. И речь идет о людях религиозных, которые соблюдали и Рош а-Шана, и Йом Кипур, и Суккот, и Симхат Тора как положено.

О людях из второй категории можно сказать, что они находятся на более высоком уровне. Они понимают, что есть управление Всевышнего в нашем мире, когда Он поднимает нас высоко – намного выше, чем мы этого достойны. И есть периоды, когда нас, как ребенка, ставят на землю, чтоб мы учились ходить сами. Примеры этому приводятся в наших святых книгах: выход из Египта, когда Всевышний сначала «поставил нас на ноги», а уже после мы начали готовиться к получению Торы. Этому подобен повторяющийся каждый год выход из Египта в ночь Песаха – время, когда Всевышний поднимает нас очень высоко, даже если мы этого не достойны.

Весь период месяцев Элуль-Тишрей: Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Шмини Ацерет, Симхат Тора – это время, когда Всевышний нас поднимает. Те из нас, кто провел Рош а-Шана и Йом Кипур с максимальной самоотдачей, понимают, что они были на таких духовных высотах, которые в будни вряд ли достижимы. Когда же нас «возвращают на землю» в Мархешван, самое время использовать тот багаж, который мы приобрели в Дни Трепета, и научиться «ходить» самим, научиться идти и духовно подниматься своими силами. Задача каждого в эти дни – задуматься и поставить себя во вторую категорию.

Почему в Симхат Тора?

Несмотря на то, что раньше было принято заканчивать чтение Пятикнижия раз в три года, сегодня устоялся обычай прочитывать Хумаш за один год. И в связи с этим Хумаш разбит на такое количество глав, чтобы можно было читать одну главу в неделю в течение всего года. Оттого они и называются «недельные главы». Начинается и заканчивается этот цикл в праздник Симхат Тора. Невольно может возникнуть вопрос: почему мы несколько «не вовремя» начинаем и «не вовремя» заканчиваем? Было бы логичнее начинать в Рош а-Шана и заканчивать накануне Рош а-Шана или в сам Рош а-Шана. Или, допустим, закончим в Рош а-Шана, начнем заново в Йом Кипур, а между ними можно читать другие актуальные отрывки Торы. Или пусть даже начнем в Симхат Тора, но хотя бы закончим к Рош а-Шана. И тогда будет годовой цикл: начинается год – заканчивается год. Так почему бы нам не начинать «вовремя» и не заканчивать «вовремя»?

читать дальше