Обожаю советские фильмы пятидесятых-шестидесятых годов XX века. Не такие лаковые как фильмы тридцатых, без войны как фильмы сороковых. Светлые, с твердой уверенностью, что всё будет хорошо. Ракета улетает, прибор изобретён, мост построен, всех жуликов выводят на чистую воду. Советские инженеры и врачи, ещё не превратились в нытиков и алкоголиков из семидесятых.
Фильм Ильи Фрэза "Я купил папу" рассказывает о жизни четырехлетнего человека по имени Димка. Он живет с мамой в Москве или Волгограде (именно там снимался фильм). Свой адрес Ленинский район Пролетарская улица, дом 8 мальчик твердо знает наизусть. Мама работает машинисткой, а сам он ходит в детский сад, двери которого выходят на широкий проспект с оживленным движением.
Димка уверен, что мама, купила его в большом универсаме. И выбрала она самого лучшего из предложенных мальчиков, не труса и не плаксу. И ей бы купить в комплект и папу, но легкомысленная мама не удержалась, потратив все деньги на мороженое.
Эта проблема - единственное, что омрачает интересный и прекрасный мир, в котором живет Димка, поэтому он решает сам отправиться в универсам.
По пути мальчик попадает в ряд забавных ситуаций, дающих нам представление о реалиях того времени. В зоомагазине можно купить живую белку и хорошие отцы покупают её своим сыновьям. Вода с сиропом из автомата очень освежает. В универсаме "ничего не купишь на двухгривенный" (это 20 копеек, достаточно чтобы купить любое мороженое). В моде костюмы с узором в гусиную лапку и молодой рабочий может себе позволить такой. С девушками (конечно же в новом модном костюме) встречаются на входе в парк культуры и отдыха. А рядом прямо в городе снимают сцены из военных фильмов со взрывами.
Персонажи фильма, даже случайные прохожие, выглядят живыми людьми, а не безликой массой. Главный герой никакой не бедняжка-сиротка, а умный и энергичный бутуз, не боящийся взять решение проблемы в свои руки. Все его поступки адекватны возрасту (и тому времени, конечно, сейчас странно представить, что четырехлетка мог сам ходить в сад). Как раз та Такое понимание детской психологии режиссером и сценаристом достойно уважения. Впрочем, это скорее проблема нашего времени.
Во время всего фильма мы не забываем, что видим мир глазами ребенка, немного снизу вверх и чуть более светлым и блестящим, чем есть на самом деле. Сценарий построен так, чтобы донести основную идею до финала, не сбившись и не расплескав по ходу сюжета.
Финал не слащавый, не притянутый за уши, открытый. Как раз такой, чтобы каждый придумал своё окончание истории.