Найти тему

Заметка №49. О таинственной нейроэстетики

И. Айвазовский "Девятый вал"
И. Айвазовский "Девятый вал"

Стильно и красиво звучит термин "нейроэстетика", где-то там на Западе есть нейроученые В. Рамачандран и С. Зеки, которые еще в 90-х решили, что пора бы раз и навсегда решить как человеческий мозг воспринимает и оценивает произведения искусства и стали пионерами данной области. Но к сожалению так красивой концепции, которая дала бы ответ на то почему мы любим одно искусство и ненавидим другое так сделано и не было.

Но в книге «Рождение разума. Загадки нашего сознания» В. Рамачандран сформулировал десять принципов нейроэстетики. Картина которая нас заинтересует должна:

1) Иметь максимальное смещение

Нашему мозгу нравиться что-то яркое и выбивающееся из общего контекста, скорее всего это эволюционный процесс связанный с динамикой внимания.

Яркость на границы нормы от Яёи Кусамы
Яркость на границы нормы от Яёи Кусамы

2) Группировка

Как учит гештальтпсихология самое важное для человека это выделение из того что он видит фигуры и фона. Благодаря этому свойству мы так любим неоднозначные и сложные зрительные иллюзии, а также рассматривать сложные композиции.

Яцек Йерки "Библиотека"
Яцек Йерки "Библиотека"

3) контраст

Наш мозг любит точность, если изображение искажено или как-то недостаточно видно то он с радостью его дорисует, что бы мы могли как-то классифицировать то что видим. Вспомним то как он охотно обращается с набросками и недорисованными контурами. Контраст и ясность очень важные характеристики с которыми любили злоупотреблять импрессионисты, к примеру Клод Моне.

К. Моне "Парламент"
К. Моне "Парламент"

4) изоляция

Для правильного восприятия объекта нам важны его границы.

-5

5) решение проблем восприятия

Тут мне очень сложно расшифровать что имел ввиду автор.

6) симметрия

Тут стоит написать огромную заметку о том, что человеку очень нравиться когда существует симметрия и принцип золотого сечения никто не отменял. А еще мнение противников симметрии, которые утверждают, что когда есть небольшая асимметрия оно еще и красивее. Но в целом восприятие любит гармоничные и симметричные объекты.

-6

7) отвращение к сходному мнению

Одна из главных целей в искусстве это оригинальность, как мы можем относиться к картинам которые копируют и не имеют собственного лица? С одной стороны увиденное чего-то знакомого радует, но слишком похожие картины теряют свои ценность.

Японская версия Бетховенского фриза Г. Климта
Японская версия Бетховенского фриза Г. Климта

8) повторение, ритм и порядок

Опять же история про нашу эволюцию и мир вокруг, нашему глазу приятно когда есть деревья из которых состоит лес и человеческие города стремятся также быть построены в каком-то ритме и порядке.

Идеальный город по Платону от Пьеро делло Франческо
Идеальный город по Платону от Пьеро делло Франческо

9) баланс

Одна из важных составляющих живописи это баланс красок на холсте и их насыщенность, а также количество объектов, которые может воспринимать мозг. Когда цвета слишком яркие это вызывает отторжение сенсорных систем, а многочисленные персонажи перегружают внимание и не дают возможности быстро проанализировать картину. Вспомним И. Босха.

И. Босх "Сад земных наслаждений"
И. Босх "Сад земных наслаждений"

10) метафора

Очень приятно разгадывать ребусы и угадывать аллегории изображенные помимо основного смысла изображения. К сожалению с годами смыслы уходят из нашей культуры и тем интереснее становиться расшифровывать изображения. К примеру массу вопросов вызывают полотна С. Боттичелли или "Меланхолия" А. Дюрера, какой мессадж хотел сказать автор?

загадочная меланхолия
загадочная меланхолия