Найти в Дзене
Т-34

«Нам родина больше, чем жизнь дорога, — решился Кузьмин протаранить врага!» | 22 июня 1941-го

В день нападения на СССР пропал без вести один из лучших асов Германии Вольфганг Шелльман — командир 27-й истребительной эскадры. Он не вернулся из вылета в район Гродно.

Вольфганг Шелльман — немецкий летчик-ас. Родился 02.03.1911 г. в г. Кассель. 01.04.1937 г. обер-лейтенант Вольфганг Шелльманн был назначен командиром вновь сформированной 2./JG135. В конце 1937 г. он прибыл в Испанию и затем 19 декабря возглавил 1.J/88 «Легиона "Кондор"». Первую победу немецкий летчик одержал 18.01.1938 г., сбив И-16. Затем 24 марта на его счету был И-15, 13 и 25 июня — два И-16, 17 июля — снова И-15,20 июля-еще два И-16,12 августа — два СБ, а затем 14,19 и 20 августа — три И-16. После возвращения в Германию гауптман Шелльманн служил в I./JG331 (с 01.05.1939 г. - 1./JG77). В сентябре 1939 г. он участвовал в польской кампании. Затем его перевели в штаб Luftflotte 2, а потом 13 декабря назначили командиром вновь сформированной II./JG2. Первую победу во Второй Мировой войне Шелльманн одержал утром 11.05.1940 г., сбив в 5 км восточнее г. Ретель, Франция, британский «Харрикейн». До конца французской кампании немецкий ас одержал еще шесть побед. Днем 18 июля, сбив над Ла-Маншем, севернее порта Гавр, «Бленхейм», он достиг рубежа в 20 побед (с учетом Испании). 2 сентября майор Шелльманн возглавил JG2. Тем временем входе начавшейся «битвы за Англию» он сбил еще два «Спитфайра» и «Харрикейн» и 18 сентября был награжден Рыцарским Крестом. 20 ноября его перевели на должность командира JG27. В апреле 1941 г.эскадра участвовала в боях на Балканах, и 20 апреля в районе аэродрома Танагра, в 43 км северо-западнее Афин, Шелльманн сбил еще один «Харрикейн». Ранним утром 22 июня в ходе первого же вылета на Восточном фронте он в бою в районе г. Гродно, Белоруссия, сбил И-16 — это была его 26-я и последняя победа.
Вольфганг Шелльман — немецкий летчик-ас. Родился 02.03.1911 г. в г. Кассель. 01.04.1937 г. обер-лейтенант Вольфганг Шелльманн был назначен командиром вновь сформированной 2./JG135. В конце 1937 г. он прибыл в Испанию и затем 19 декабря возглавил 1.J/88 «Легиона "Кондор"». Первую победу немецкий летчик одержал 18.01.1938 г., сбив И-16. Затем 24 марта на его счету был И-15, 13 и 25 июня — два И-16, 17 июля — снова И-15,20 июля-еще два И-16,12 августа — два СБ, а затем 14,19 и 20 августа — три И-16. После возвращения в Германию гауптман Шелльманн служил в I./JG331 (с 01.05.1939 г. - 1./JG77). В сентябре 1939 г. он участвовал в польской кампании. Затем его перевели в штаб Luftflotte 2, а потом 13 декабря назначили командиром вновь сформированной II./JG2. Первую победу во Второй Мировой войне Шелльманн одержал утром 11.05.1940 г., сбив в 5 км восточнее г. Ретель, Франция, британский «Харрикейн». До конца французской кампании немецкий ас одержал еще шесть побед. Днем 18 июля, сбив над Ла-Маншем, севернее порта Гавр, «Бленхейм», он достиг рубежа в 20 побед (с учетом Испании). 2 сентября майор Шелльманн возглавил JG2. Тем временем входе начавшейся «битвы за Англию» он сбил еще два «Спитфайра» и «Харрикейн» и 18 сентября был награжден Рыцарским Крестом. 20 ноября его перевели на должность командира JG27. В апреле 1941 г.эскадра участвовала в боях на Балканах, и 20 апреля в районе аэродрома Танагра, в 43 км северо-западнее Афин, Шелльманн сбил еще один «Харрикейн». Ранним утром 22 июня в ходе первого же вылета на Восточном фронте он в бою в районе г. Гродно, Белоруссия, сбил И-16 — это была его 26-я и последняя победа.

Только через две недели немецкой разведке удалось напасть на его след — у местных крестьян обнаружили золотой крест Испании с бриллиантами — награду Шелльмана за участие в испанской гражданской войне. По показаниям крестьян они задержали немецкого летчика и отвели в НКВД. Протоколы допросов Шелльмана немцы нашли среди захваченных документов. Шокирующим фактом оказалось то, что каким образом был сбит опытный летчик.

В документах, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны РФ, был найден протокол допроса немецкого лётчика, проведённого старшим помощником по войсковой разведке начальника разведывательного отдела 3-й армии Западного фронта майором П. И. Свистуновым. Согласно документу, это был майор, командир «эскадрильи скоростных бомбардировщиков “Мессершмитт-109”». Имя и фамилия пленного были исковерканы записью на слух и звучат как «Фомкен Шерман», но год и место рождения однозначно подтверждают, что это был не кто иной, как Вольфганг Шелльман.
В документах, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны РФ, был найден протокол допроса немецкого лётчика, проведённого старшим помощником по войсковой разведке начальника разведывательного отдела 3-й армии Западного фронта майором П. И. Свистуновым. Согласно документу, это был майор, командир «эскадрильи скоростных бомбардировщиков “Мессершмитт-109”». Имя и фамилия пленного были исковерканы записью на слух и звучат как «Фомкен Шерман», но год и место рождения однозначно подтверждают, что это был не кто иной, как Вольфганг Шелльман.

22 июня над селом Каменка шестерка Мессершмиттов-109 встретила пару советских И-153 «Чайка». Казалось, устаревшие бипланы не представляли опасности для немецких асов. Их группа зажала русских в клещи — трое атаковали сверху, трое снизу. Шелльман очередью поджег «Чайку» старшего лейтенанта Петра Кузьмина, но советский летчик повел себя не по привычным для немцев правилам боя. Вместо того чтобы спастись с парашютом, он спикировал на «мессер» Шелльмана. Немецкий ас едва успел выпрыгнуть из разваливающегося самолета. Шелльман в советском небе больше не появился.

Коновалов Сергей. Воздушный бой.
Коновалов Сергей. Воздушный бой.

2 июля газета «Красная звезда» опубликовала балладу о старшем лейтенанте П. А. Кузьмине. Ее поэт Михаил Светлов посвятил погибшему герою, таранившему Шелльмана.

Патроны расстреляны, ранен Кузьмин.
У красного сокола выход один:
Нам родина больше, чем жизнь дорога, —
Решился Кузьмин протаранить врага!

Кузьмин Петр Александрович — советский военный летчик, старший лейтенант. Учился на рабфаке при Куйбышевском планово-экономическом институте, окончил Энгельскую и Борисоглебскую школы летчиков. Проходил службу в 102-м стрелковом полку (командиром отделения), 48-м и 72-м истребительных авиационных полках. Участник военного конфликта на оз. Хасан (1938) и Советско-финляндской войны (1939–1940). На начало Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне, в ходе которого погиб.
Кузьмин Петр Александрович — советский военный летчик, старший лейтенант. Учился на рабфаке при Куйбышевском планово-экономическом институте, окончил Энгельскую и Борисоглебскую школы летчиков. Проходил службу в 102-м стрелковом полку (командиром отделения), 48-м и 72-м истребительных авиационных полках. Участник военного конфликта на оз. Хасан (1938) и Советско-финляндской войны (1939–1940). На начало Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка. Совершил один из первых воздушных таранов в войне, в ходе которого погиб.