Моя бабушка говорила: "На рынке два дурака, один продает, другой покупает". Иллюзия того, что люди белые и пушистые, обходится дороже, чем подозрительность. Вот, к примеру, арбуз хотите купить. Спрашиваете: "Сладкий ли?" Могут сказать , что да. Но этого мало. И посмотреть на арбуз мало. Нужно его еще обстукать, проверить хвостик, оценить глянец корочки, высмотреть и найти пятно на кожице... Ну и что там еще делают знатоки арбузных решений? Мне-то проще, я арбузы не люблю. Я люблю яблоки. Каждый день покупаю. Знаток знатоков. И все равно промахиваюсь. Вроде смотришь - бочок, румянец, блеск - так и просится в рот. А купишь - кислятина такая, тьфу!
Чего греха таить, рынок труда такой же. Все привыкли, что кандидата проверяют со всех сторон как тот арбуз. Резюме, собеседования, тестовые задания, анкета, рекомендации, справка о здоровье... А то еще и полиграф, гороскоп, лунный календарь. Или там стиль одежды. Пришел на собеседование в джинсах с дырками и майке-алкоголичке - и всё, корень травянистого растения тебе, а не работа, будь ты хоть выпускник Гарварда.
Глупый HR может удивиться и даже возмутиться такому неуважению. Умный HR знает, что это может быть вовсе не странный эпатаж, а простая проверка. Работодателю нужны такие-то супер навыки, такие-то выдающиеся качества? Ок, их есть у меня. Ну, а приду на собеседование в чём захочу и посмотрю - врёте, наверное? На самом деле, нужны вам лояльные, обычные и при костюме.
В общем, надо понимать, что не только компания оценивает кандидата. Но и кандидат оценивает компанию. Это важное умение на рынке труда.
Можно сказать, что главное работу найти, а там посмотрим. Однако, обман, который встречается, может очень сильно по вам ударить. Даже если, и особенно если вы доедаете последний корень травянистого растения кусок, вам нужно уметь оценивать компании с точки зрения надежности трудового контракта. А также - особенностей корпоративной культуры и ожиданий, которые вы на нее возлагаете.
Способы оценки работодателей могут быть любыми, лишь бы давали результат, который более-менее надежен. Давайте посмотрим, что можно применить.
1. Отзывы о компаниях на специальных сайтах.
Такие отзывы можно найти, просто забив в поисковую строку: "отзывы сотрудников о компании такой-то". Сайтов-отзовиков о работодателях у нас в России не так много, и они работают не так круто, как Glassdoor (крупнейший англоязычный сайт-отзовик о работодателях), однако там есть полезная инфа по самым плохим случаям. Особенно хорошо эти сайты работают на Москву и Питер, а также крупные города.
Мои HR-коллеги иногда считают такие сайты бесполезными, потому что там "обиженные только пишут или какие-нибудь фрики". Не думаю, что это правильная позиция. Гораздо более правильно отвечать на эти отзывы. На самом деле, если вы не супер-компания, то вам нужны отзывы - и желательно хорошие, а с плохими надо работать как с возражениями.
К сожалению, у меня нет какого-то массового исследования под рукой, насколько хорошо эти сайты отражают картину. Но мой личный опыт просмотра отзывов показывает, что они в большинстве своем справедливы.
Плюсы: доступно в любое время и бесплатно.
Минусы: не на все компании можно найти отзывы.
2. Сбор рекомендаций у друзей и знакомых.
Соцсети тут хороши как никогда. Можно и нужно спрашивать знакомых, лучше всего рекрутеров и HR о компании, куда вы хотите пойти работать. Уровень доверия таким рекомендациям выше, потому что это знакомые вам люди. Можно также подписаться на группы с вакансиями и резюме, там периодически пишут про то, как кто-то кого-то кинул. В открытую не указывают фирму, но можно постучаться в личку и узнать, о какой компании речь.
Плюсы: можно получить развернутый ответ с объяснением и комментариями.
Минусы: круг компаний очень узкий, закрытость информации.
3. При отправке резюме работодателю.
Этот способ можно использовать, если вы хотите понять, насколько компания внимательна к кандидатам и отбору. В этом случае в сопроводительное письмо вносится некая просьба к работодателю. Например, дать обратную связь по рассмотрению резюме, даже если она отрицательная. Попросить позвонить в определенное время или внести другую договоренность. По тому, как будет выполнена ваша просьба, можно оценить внимательность компании, её отношение к людям, которых они зовут на работу.
Плюсы: не нужно ничего искать, все зависит только от тебя.
Минусы: резюме могут вообще не просмотреть, и вы ничего не узнаете.
4. В процессе отбора.
Когда вы начали проходить отбор на вакансию, то сам процесс отбора может помочь оценить компанию. Что однозначно настораживает кандидатов и на что говорит о том, что компания не очень firendly:
- очень длинный многоступенчатый этап отбора на простую вакансию (не топ) в небольшую компанию (не уровня федеральной) - это говорит о плохих процессах принятия решений
- наличие длинных анкет с конфиденциальной информацией, применение полиграфа и других непроверенных способов отбора - говорит о недоверии, о том, что компания хорошо вооружена и настроена изначально против
- тестовое задание особой сложности, очень сильно напоминающего бесплатную работу
- незнание или манипулирование границами вознаграждения (сколько я буду получать - а сколько вы хотите?) - вас хотят купить подешевле
- нарушение процедуры найма (если компания нарушает юридическую процедуру, она будет нарушать и дальше: задерживать зарплату, не давать отпуск и т.п.)
- то, что компания рекламирует трудоустройство "согласно ТК РФ" (а как иначе) - если так, то смотри пункт выше
- очень скудный соцпакет и зарплата ниже рынка (какую вам назначать зарплату в начале, такую могут оставить и потом, если на старте компания ведет себя прижимисто, она и дальше будет демонстрировать экономию на вашем труде
- слишком большой разрыв между зарплатой на испытательном сроке и после него - компания привыкла к текучести, вы для нее - очередной соискатель
- слишком большая вилка по заработной плате - верхняя граница вообще ни о чем, ориентируйтесь на нижнюю
- работодатель начал собеседование не вовремя - очень дурной знак, он пренебрегает договоренностями, значит, будет обманывать.
Плюсы: информация "из первых рук".
Минусы: качество нанимающего кадровика не всегда соответствует корпоративной культуре, поэтому надо изучать информацию от нанимающего менеджера, он в вас реально заинтересован.
5.По месту размещения работодателя
Однозначно место, где размещается работодатель, говорит о его уровне. Однако, на мой взгляд, излишне вылизанные офисы могут свидетельствовать о том, что компании чересчур пекутся об имидже, а значит, могут пренебрегать ради этого интересами работников. Однако, и очень темные и засранные (простите) офисы - это нехорошо и вполне может сказаться - на вас будут экономить. Обращайте внимание на мелочи: как устроена переговорка, в каких условиях работают сотрудники, что на столе у менеджера и прочее. Прислушиваться к своей интуиции никогда не лишнее. Самое главное в оценке условий - баланс между интерьером и его владельцами, баланс между кабинетом первого лица и остальными помещениями, баланс между ненужной роскошью и необходимым комфортом.
Плюсы: можно наблюдать, не задавая вопросов.
Минусы: нужно иметь доступ к месту размещения компании.
Список способов, конечно, не исчерпывающий. Однако, мне кажется, даже если вы задумаетесь над нужностью оценки - это будет хорошо. Почему оценка важна на первоначальном этапе, до трудоустройства? Потому что потом вам будет трудно и страшно покидать работу, на которую вы ходите, как на каторгу. Как часто принимаются решения о работе: ныряй, там видно будет. Но это плохо сказывается на вас в дальнейшем. Вас могут "кинуть" по зарплате, вас используют и уволят как не выдержавшего испытание, вам просто будет некомфортно в организации, потому что ни вы, ни она не позаботились о совместимости и удовлетворении взаимных ожиданий. Не обманывайтесь. Проверяйте. Оценивайте.
Удачи в поиске работы и трудоустройстве!