Учиться можно по книгам, можно смотреть видеоролики по теме, можно пытаться сделать что-то самому, но сейчас я расскажу о том, как можно меньше платить репетитору. Сравнение разных способов обучения будет в другой раз. Там я попробую доказать, что лекции записывать не надо.
Обычная школа не учит самому главному: она не учит учиться. Это выражается в том, что занятия с репетитором обходятся дороже, чем могли бы обойтись. Я это хорошо знаю, потому что я сам репетитор.
Обычно занятие с репетитором состоит из объяснения новой темы, проверки домашнего задания и повторения пройденного ранее. Если репетитор не будет давать задания на повторение, то он не узнает, как ученик усвоил пройденные темы. Если репетитор не будет проверять домашнее задание, то не узнает, справился ли ученик с заданиями. Если репетитор не будет объяснять новую тему, то ученик никогда не узнает ничего нового. Это так? Или, всё-таки, не совсем так? Попробуем разобраться.
Домашние задания должны проверять себя сами
Лучше всего, если ученик получает задания, которые можно проверить автоматически. Не все темы, не все учебные предметы позволяют так сделать, но гораздо больше, чем обычно используется. Тесты, тесты и еще раз тесты. Многие родители и даже некоторые учителя сильно недооценивают тесты. Никто не заставляет использовать тесты как единственную версию контроля. Когда я работал в школе, то в конце каждого урока давал короткий тест из 10 вопросов по изученному на уроке. Поскольку я работал учителем информатики, то тесты были на компьютере и каждый получал оценку в конце урока, за каждый урок. Мне требовалось только подготовить вопросы, а оценка формировалась автоматически. Сейчас я даю задания на своём сайте, куда выкладываю задачи по информатике. Ученик решает задачу, вводит ответ и видит, правильный он или нет сразу. Мгновенная обратная связь позволяет запомнитать только правильные решения. Важно то, что ученик не видит ответ сразу, он видит только сообщение о том, что ответ верный или неверный. Значит, в случае неверного ответа, он может попробовать решить еще раз (и еще и еще). Все попытки решения сохраняются, все ответы, время сохраняются. Перед уроком мне достаточно посмотреть статистику ответов, чтобы увидеть количество задач, которые пробовал решить ученик, количество верных ответов, количество попыток решения каждой задачи и текст решения, написанный им в специальном поле на сайте. Да, у меня есть свой сайт для этого. Но не обязательно всем репетиторам создавать сайты для проверки домашних заданий: существует множество площадок для тестов (могу рассказать о них), на которых репетитор без навыков программирования может создать тест и давать ссылку своим ученикам.
Такой подход к домашним заданиям очень сильно экономит время на уроке. А сэкономленное время - это сэкономленные деньги.
Задания для повторения надо делать честно
Ну, простите за банальность, но таковая моя работа. Мне нередко приходится объяснять ученикам, что домашнее задание нужно делать в полном объеме и даже те задачи, которые я задаю уже не первый раз. Не все понимают, к сожалению. С такими учениками приходится заниматься повторением пройденного на уроке, т.е. делать с ними за деньги то, что они могли сделать сами бесплатно. Повторение пройденного - это самая основа обучения. К сожалению, я сам это понял только после того, как стал работать репетитором. Повторять приходится, да еще и не по одному разу. Мозг старается экономить энергию и будет запоминать только то, что оценит как важное. Один из способов "убедить" мозг запомнить информацию - повторять. Надо так "достать" мозг повторениями, чтобы он запомнил решение задачи и перевел из разряда "напрягусь и сделаю" в . категорию "могу сделать не напрягаясь". Так работает мозг и ничего с этим не поделать, только повторять раз за разом.
Если репетитор дал задание для повторения, то задание нужно сделать, чтобы не пришлось терять время на уроке.
Новые темы нужно пробовать изучать самостоятельно
Это не всегда возможно, но чем больше ученик готовится к новой теме, тем лучше. Это как с лекциями в ВУЗе: нужно приходить подготовленным. Обычно я стараюсь давать новые темы в качестве домашнего задания. Т.е. в домашнее задание входит закрепление изученного, повторение пройденного ранее и пара новых задач, которые я с учеником еще не разбирал. Так я делаю не всегда, потому что не всегда ученик может уделить достаточно времени, потому что у него есть еще школа, кружки, другие репетиторы, а экзамен сдавать надо уже через год. В таких случаях я всегда сам объясняю новый материал, чтобы сэкономить силы и время ученика. Но если вы хотите получить качественное обучение дешевле, то нужно просить репетитора давать задания вперед. Хорошо, если есть учебник с разобранными примерами, но бывает достаточно пары ссылок на хорошие статьи, которые может дать репетитор.
Зачем тогда нужен репетитор?
Отвечать на вопросы, объяснять то, что с первого раза не удалось понять самостоятельно, искать ошибку в ходе решения задачи, которая не получается. Это самый эффективный вариант, при котором вы потратите на репетитора меньше, чем при "традиционном" подходе, описанном в начале статьи. Для репетитора это сложнее: приходится больше готовится к занятиям, напряженнее само занятие. Для ученика это тоже сложнее, нельзя "плыть по течению", надо планировать, напрягаться и работать. Либо платить репетитору за контроль и проверку. Другого не дано.
Я уверен, что от традиционного подхода, при котором репетитор объясняет, проверяет, задает и может пожурить за невыполнение домашнего задания надо отказываться. Успеха достигнет только тот, кто учится сам планировать своё обучение.
Всем удачи.