Он был одним из представителей славной плеяды 1970-х - поколения романтиков, отдававших всего себя любимому занятию. Он так и не стал чемпионом мира, но зато его буквально боготворили миллионы болельщиков по всему. И даже судьба злодейка, изрядно испортившая жизнь, не сломила его бойцовский дух.
Сегодня мы вспомним карьерный путь Джанклаудио Джузеппе Регаццони или просто Клея Регаццони, который, вопреки своему итальянскому имени, был швейцарцем.
Родился наш герой 5 сентября 1939 года в швейцарском городке Мендризио под Лугано. Отец Клея владел собственной автомастерской и свою любовь к машинам привил и сыну. Правда до реального участия в автоспорте дело дошло только к 24 годам - слишком поздно по современным меркам. Поскольку в Швейцарии крупные соревнования по автогонкам, на тот момент, были запрещены, приходилось ограничиваться подъёмами на холм и слаломами на аэродромах.
Локальные успехи позволили Регаццони перейти сначала в Формулу-3, а затем и в Формулу-2. К 1970 году, выиграв в "двушке" титул чемпиона Европы, наш герой добирается и до королевского класса. Причём его местом работы оказалась не какая-то там маленькая частная команда, а самая настоящая Scuderia Ferrari!
Дебют пришёлся на середину сезона в голландском Зандвоорте и в первой же гонке Регаццони финиширует четвёртным. После этого было швейцарец трижды поднимался на вторую ступеньку подиума, а в Монце, на родине Тиффози, ему удалось одержать свою первую победу в карьере. К сожалению, тот Гран-при был омрачён гибелью в квалификации австрийца Йохена Риндта, ставшего первым и единственным в истории Формулы-1 посмертным чемпионом мира.
Что касается Клея, то по итогам чемпионата он занял третье место. Возможно, если бы он начал сезон с первой же гонки, ему удалось бы побороться за чемпионство, но как известно, история сослагательных наклонений не любит.
Как бы там ни было, но закрепиться в составе Ferrari с первого захода не получилось. За следующие два сезона ему ни разу не удалось победить - лишь 3 подиума в 1971-ом и ещё два в 1972-ом. Это не то, чего хотелось Клею от Скудерии и он ушёл в BRM. Но там уровень машины оказался гораздо хуже, чем в Маранелло. Два шестых места в Бразилии и Австрии - это всё, чего удалось добиться в увядающей британской команде.
Но нет худа без добра - в BRM Клей познакомился с Ники Лаудой, который станет его большим другом. А заодно и Ferrari, благодаря стараниям пришедшего в Скудерию Луки ди Монтедземоло, решил позвать швейцарца обратно. Заодно, по совету нашего героя, прихватив с собой и Лауду.
Сезон 1974 года стал лучшим в карьере Клея Регаццони. Да, Лауда сразу же стал демонстрировать более высокую скорость, однако он ещё не до конца освоился в королевском классе и по неопытности делал много ошибок. Швейцарец же извлекал выгоду из любой ситуации - в первых 11 гонках он, если и финишировал, то никак не ниже 4 места, а после победы на Нюрбургринге Регаццони и вовсе вышел в лидеры общего зачёта. Но, к сожалению, концовка сезона не задалось. Прокол колеса в Австрии, отказ мотора в Италии и проблемы на пит-стопе в США привели к тому, что чемпионский титул отошёл к Эмерсону Фиттипальди, выступавшему за McLaren. Клей же, проиграв бразильцу на 3 очка, стал вице-чемпионом.
После этого бразды правления в Скудерии перехватил Ники Лауда. Клей же, за следующие два года, сумел одержать лишь две победы (в 1975-м в Италии, в 1976-ом - в американском Лонг-Бич). Видя такие результаты Энцо Феррари решил избавиться от швейцарца и тому ничего не оставалось сделать, как искать другое место работы.
Следующие два года Регаццони провёл в слабых командах. Ни Ensign, ни Shadow, не могли похвастаться конкурентоспособными болидами. Но в 1979-ом Клею удалось вытянуть счастливый билетик - Фрэнк Уильямс решил выставить на старт вторую машину (тогда многие команды выступали с одним болидом) и пригласил опытного швейцарца к себе в команду. По-началу всё шло не очень хорошо, но когда был создан новый FW07, швейцарец резко прибавил.
Гран-при Великобритании стал последним всплеском карьеры Регаццони - с самого начала гонки он держался вслед за своим напарником Аланом Джонсом, а когда у австралийца сгорел мотор, наш герой вышел в лидеры, одержав свою пятую и последнюю победу в Формуле-1.
К сожалению, места в команде Железного Фрэнка на следующий год ему не нашлось. Williams, как и Ferrari за 3 года до этого, предпочёл взять Карлоса Ройтемана.
Но Регаццони, несмотря на свой 40-летний возраст, не хотел расставаться с королевой автоспорта. Швейцарец вернулся в Ensign, но там он проехал лишь 4 гонки. На 51 круге Гран-при США-Запад на болиде Клея сломалась педаль тормоза. Машина на огромной скорости врезалась в припаркованный на отводной дорожке Brabham Риккардо Зунино, взлетела в воздух и впечаталась в бетонный отбойник.
В результате, с тяжелейшим переломом позвоночника, пилот был доставлен в больницу. Врачам удалось спасти его жизнь, но Клей до конца своих дней остался прикован к инвалидной коляске.
Но несмотря на это, он не смирился со своей участью и швейцарец стал осваивать машины с ручным управлением. Благодаря этому Регаццони периодически стартовал в соревнованиях кузовных автомобилей, на ралли, участвовал в "12 часах Себринга", а также несколько раз выходил на старт знаменитого марафона "Париж-Дакар". При этом он не переставал поддерживать связь с формульным сообществом, регулярно приезжая на Гран-при Монако.
Клей Регаццони погиб 15 декабря 2006 года в автокатастрофе под Пармой в Италии.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, делитесь с друзьями и подписывайтесь, чтобы оставаться в курсе событий! Этим вы вносите огромный вклад в развитие канала! Спасибо за внимание!