Найти тему

Что скрывается в песках Арракиса?

Оглавление

Арракис, он же Дюна — не просто планета из вымышленной научно-фантастической вселенной, придуманной в шестидесятые Фрэнком Гербертом. Вселенная Дюны — проработанный мир (точнее, даже два мира — об этом ниже), отголоски которого слышны в массовой культуре до сих пор, хотя классическая серия давно завершена. И речь не только о книгах, написанных сыном Герберта Брайаном — все гораздо серьезнее. Везде — в книгах, в фильмах, в играх — можно, прислушавшись, услышать шум песчаных бурь Арракиса. Итак, чем же эта вселенная так крута?

Ну, для начала, сама по себе

Прежде всего, как уже было сказано, это огромный проработанный мир, что само по себе великолепно. У этого мира есть свой политический режим, своя экономика, своя история, и обо всем этом нам рассказывают. Мы знаем, каков этот мир, и знаем, почему он таким стал. Это галактическая империя, в которой после восстания машин запрещено любое умное железо. Чтобы межпланетное сообщение не прекратилось, в звездолетах используют навигаторов, способных ориентироваться в космосе благодаря спайсу — особой пряности, добываемой только на одной планете — той самой Дюне. Первая книга посвящена противостоянию крупнейших дворянских родов Атрейдесов и Харконненов за власть над этим источником спайса: кто контролирует планету, тот контролирует империю. А когда формально положительные Атрейдесы выигрывают, история делает крутой поворот: во второй книге благородный вождь Пол «Муад’диб» Атрейдес превращается в жестокого тирана и нагибатора, который истребляет любого, кто с ним не согласен. А старые враги не планируют мириться с таким раскладом и продолжают попытки овладеть планетой-сокровищем… Но в описания драк и перестрелок история не скатывается — это политический триллер, в котором важны не крутые стволы, а верные решения и хитрые интриги. Отчасти именно поэтому Пол Атрейдес и пришел к власти: вломился в главное гнездо интриганов, как слон в посудную лавку, и напомнил, что есть еще сила оружия. Они этого просто не ожидали, подумать не могли, что парень пойдет на такую наглость. И тут начинается новый виток проблематики «Дюны»: психология. Психология тирана, предателя, благородного героя, причем от одного до другого путь ближе, чем кажется. Муад’диб начинал как мессия и спаситель народа фременов, а запомнился всем как палач и диктатор. Доктор Юэ стал новым Иудой, но пошел на это потому, что выбора не было: барон Харконнен захватил в заложники его жену. А так человек был неплохой и искренне любил Атрейдесов. Да и менее неоднозначные персонажи тоже выглядят симпатично. Чего стоит один Гурни Халлек, брутальный вояка и талантливый поэт! А советник-ментат Харконненов Питер де Вриз? В экранизациях его толком не показали, но персонаж настолько харизматичный и ярко описанный, что все время ждешь его появления. Даже злодей барон Харконнен — не просто очередной мегаломаньяк, а толковый политик и интриган. За его деятельностью наблюдать не менее интересно, чем за становлением Муад’диба.

Забегая вперед: именно такого барона сыграл Йен Макнис в сериалах от Sci-Fi
Забегая вперед: именно такого барона сыграл Йен Макнис в сериалах от Sci-Fi

Не обошлось и без экологических мотивов: Пол меняет облик Дюны, терраформирует ее, и в результате все производство спайса оказывается под угрозой. А исправлять положение предстоит его сыну…

И все это — только та часть наследия «Дюны», которую она оставила сама по себе. А ведь есть еще масса «потомков» в кино, играх и книгах! О них и поговорим.

Кино и ТВ

Пожалуй, именно на экранах след «Дюны» наиболее заметен и общеизвестен, так что начнем с него. Первое, о чем вспомним — состоявшиеся экранизации самой «Дюны» — фильм Дэвида Линча и сериалы от Sci-Fi. Фильм от оригинала оставил не так много: проблематику Линч выкинул, сосредоточившись на истории Пола Атрейдеса. Только в режиссерской версии (к которой Линч отношения не имеет) проблематика хотя бы упоминается. В остальном перед нами красивое, масштабное, стильное психоделическое приключение, которое великолепно для блокбастера, но по-настоящему серьезным фильмом его назвать сложно. Да и фанаты его ругают за кучу отклонений от оригинала вроде акустических пушек вместо боевого искусства «прана-бинду» и упрощения образа Харконнена. Но культовым фильм стал не зря — это действительно мощная история. Кстати, самому Герберту экранизация понравилась.

Именно так многие представляют себе этот мир
Именно так многие представляют себе этот мир

Сериалы «Дюна» и «Дети Дюны» по первым трем книгам цикла визуально не так круты (за что и были обруганы критиками), но сюжет гораздо ближе к оригиналу, чем у Линча. Это именно что политический триллер, где боев в кадре почти нет, зато интриг и философии сколько угодно. И проблематика вся сохранена. А вот чувство стиля авторам отказало: костюмы в сериалах очень уж помпезные. Но наслаждаться актерской игрой и сюжетом они не помешают.

Этот вариант тоже неплох
Этот вариант тоже неплох

Эти экранизации хороши сами по себе, но существенного влияния на кино они не оказали. Чего не скажешь о другой экранизации, которая свет так и не увидела, но оставшиеся от нее концепты всплывают то тут, то там. «Дюна» Алехандро Ходоровски задумывалась как величайший фильм в истории, а запомнилась как величайший невышедший фильм. Все было готово: сценарий (очень сильно отличавшийся от книги) написан, художественная концепция поработана, актеры (в том числе Сальвадор Дали и Орсон Уэллс) подобраны, оставалось только найти треть необходимого бюджета. И тут Ходоровски промахнулся — отправился искать деньги в Голливуд, где к дорогим независимым проектам относятся с подозрением. Естественно, денег он не получил, после чего проект как-то сразу рассосался. Но работа даром не пропала. Самый известный пример — концепт пустынных червей, нарисованный Гигером, был переработан для «Чужого», дворец Харконненов, нарисованный им же, порисовался в «Прометее».

Так героев "Дюны" представляли себе Гигер (отвечал за Харконненов и червей) и Мебиус. Интересное вышло бы кино...
Так героев "Дюны" представляли себе Гигер (отвечал за Харконненов и червей) и Мебиус. Интересное вышло бы кино...

И самый эпичный пример (барабанная дробь) — «Звездные войны». Они много откуда позаимствовали разных мелочей, но главным донором стала именно «Дюна». Планета-пустыня? Есть! Даже две с недавних пор. Мессия? Уже третье поколение подрастает. Кстати, в ныне неканоничных книгах девяностых Люк Скайуокер имел привычку прыгать на темную сторону и обратно — можно провести параллель с Муад’дибом, осевшим в памяти потомков в первую очередь как жестокий диктатор. А еще есть армия, выращенная особым образом. Клоны из трилогии приквелов и мультсериала «Войны клонов» — прямые потомки сардукаров Герберта. Секта, влияющая на политику? Милости просим. И глупая ошибка джедаев в «Мести ситхов» вполне могла быть навеяна просчетом Бене Гессерит в отношении молодого Атрейдеса — они-то надеялись, что парень будет работать мирно, по правилам и без лишнего шума… Да, Дарт Вейдер тоже родом из «Дюны»! Мотивация у него немного другая, но образ героя, на которого все надеялись и который поменял сторону по неочевидным, но понятным причинам, точно оттуда. О всяких мелочах вроде формы Звезды Смерти, слизанной с хайлайнера, вообще промолчим. О бесчисленных клонах «Звездных войн» от оригинального «Звездного крейсера «Галактика» до нового «Звездного пути» тоже — их слишком много, а штампы, родившиеся у Герберта, везде более-менее одинаковы. Лучше перейдем к другим видам искусства.

"Пол, я твой потомок!"
"Пол, я твой потомок!"

Книги

Тут «Дюна», как ни странно, ухитрилась отличиться по полной, но сделала это так, что не сразу заметно. Серьезно, историй об Избранных в космооперах не меньше, чем в фэнтези, но многие из них просто не замечаешь — настолько они стандартны. Реально оседает в памяти только цикл Орсона Скотта Карда об Эндере Виггине. Тоже война за ресурсы (с инопланетянами на этот раз), тоже подросток, выращенный для всеобщего спасения и ставший полководцем, а после победы ославленный злодеем… Цикл Карда получился серьезным, что для подростковой фантастики неслыханно, и вполне самостоятельным. Чего о куче других историй типа «Черной тени» и компании (даже названия в памяти не оседают) не скажешь. К тому же, на поток они встали в восьмидесятые, так что авторы могли вдохновиться и «Звездными войнами». Которым в этом пункте тоже самое место: мало кто помнит, но начинались они с трилогии романов Джорджа Лукаса. О связи Люка с Полом Атрейдесом мы уже сказали.

Главный литературный потомок Муад'Диба
Главный литературный потомок Муад'Диба

Еще один гость из кино — Алехандро Ходоровски с легендарным комиксом «Метабароны». Опять же, планета с уникальным ресурсом, спасители вселенной (тут их целая династия, один другого круче — с Атрейдесами было примерно так же), дворец-звездолет, галактическая империя, временами делающая им гадости… Только комикс — откровенная пародия, веселая деконструкция культового сюжета (хотя за пафосом этого не всегда замечаешь). И это действительно шикарно исполнено. Ходоровски все же сделал свою «Дюну».

-8

Вообще-то последний из рода метабаронов, Безымянный (на картинке выше), играет не последнюю роль в другом комиксе Ходоровски — «Инкал». Но сам автор заявил, что все три его графических романа — «Метабароны», «Инкал» и «Техносвященники» — разные грани одной вселенной. Так что включать «Инкал» сюда будет не совсем корректно, тем более, других следов "Дюны" в нем нет. Если не считать, что рисовал его Мебиус, работавший над концептами фильма.

Вот, собственно, и все с литературой. Остался последний пункт, в котором «Дюна» наследила, пожалуй, больше всего. Итак, на очереди…

Игры

В первую очередь речь пойдет о видеоиграх — настолок по «Дюне» вроде не выходило. Но то, что вышло, в основном стало вечной классикой и играется до сих пор. При этом от Герберта в играх остались только фамилии Атрейдесов и Харконненов, несколько названий и терминов. Но обо всем по порядку.

Если говорить об играх по самой «Дюне», первой ласточкой стал квест Dune, сейчас памятный разве что хардкорным олдгеймерам (любителям старых игр). Это запоздалая игроизация фильма Линча (хотя в чем-то, наоборот, вполне своевременная — к началу девяностых провалившийся в прокате фильм уже стал культовым). Герои и дизайн срисованы с актеров фильма (кроме барона Харконнена — его, похоже, копировали с концептов Ходоровски), в качестве правообладателя числится продюсерская студия Дино де Лаурентиса. Игра получилась неплохая, но реальное удовольствие можно получить, только если разобраться с управлением, что не так просто.

Но если вы любите фильм Линча, она того стоит
Но если вы любите фильм Линча, она того стоит

А вот следующая игра стала одним из самых громких событий в индустрии. Стратегия Dune II: Building a Dynasty (в Sega-версии носит подзаголовок Battle for Arrakis) сделала жанр стратегии тем, что он собой представляет сейчас. Вот три фракции (к каноничным семьям разработчики добавили семью Ордосов), у каждой свои юниты (виртуальные работники — рабочие и солдаты), вот база, которую надо развивать, вот спайс, который надо добывать, параллельно выживая врагов с территории. Выбираешь род, на который будешь работать, получаешь от советника-ментата первое задание — и вперед. Строишь задания, добываешь спайс, отбиваешься от конкурентов, зарабатываешь валюту. Схема сработала, и ее подхватили другие, например, Warcaft и Starcraft. Эта механика и сейчас живет и процветает. Даже первую Civilization, вышедшую годом ранее, вспоминают не так часто, как вторую «Дюну». Ее след остался в массе стратегий, и останется в еще большем их количестве.

Легенда, известная каждому геймеру. А графика в стратегиях не главное!
Легенда, известная каждому геймеру. А графика в стратегиях не главное!

А вот о духе дворцовых интриг и философии можно забыть — играем мы за обычного начальника военной базы, окруженной врагами. Интриговать тут негде, философствовать некогда. Да и в мелочах полно отступлений. Символику Великих домов придумали практически с нуля. Игровые Харконнены в качестве главного аргумента используют атомные ракеты, тогда как у Герберта за использование атомного оружия против ближнего полагалось уничтожение родной планеты. Да и прочие юниты, не считая сардукаров (и то с оговорками), корней в оригинале не имеют. Роль императора резко уменьшилась: в оригинале он до последнего делал все, чтобы избавиться от Атрейдесов, а в игре просто объявил, что война между домами началась, и ждет результата где-то за кадром. Места для Бене Гессерит, корпорации КООАМ и других закулисных игроков из оригинала тоже не нашлось. В общем, компания Westwood создала свой мир по отдаленным мотивам великого произведения и в течение всех девяностых выпустила по нему еще несколько игр. Но ничего по-настоящему нового, за исключением графики, он не принесли. В народной памяти осела только Dune-2000, вышедшая в 1998, но отличий от «прародителя» в ней минимум: та же графика, видеовставки в стиле Линча с живыми актерами и намеком на сюжет, чуть-чуть другой интерфейс и, пожалуй, все. Критики ее, естественно, поругали и забыли, а вот геймерам понравилось. Чего не скажешь о следующем эксперименте под названием Emperor: Battle for Dunе, проведенном уже в новом десятилетии другой студией. Разработчики пытались сменить игровое поле, сделать не очередную стратегию, а шутер. Но популярности проект не получил и в историю вошел только как последний на долгие годы проект по «Дюне». Впрочем, недавно стало известно, что игровую «Дюну» ожидает ренессанс в виде пяти игр, из которых три будут (кто бы сомневался) стратегиями, а еще две — РПГ (вот этого в «Дюне» пока не было). Будем надеяться, в этот раз нам предложат что-нибудь новое, как это произошло в далеком 1992 году. Ждем с нетерпением!

Великий дом Ордосов - редчайший пример отсебятины, для многих ставшей каноном
Великий дом Ордосов - редчайший пример отсебятины, для многих ставшей каноном

Что в жанре стратегии эта вселенная оставила неизгладимый след, мы уже поняли. А что насчет конкретных игровых вселенных? Вспоминается вселенная Warhammer, 40000, в которой звездолеты осуществляют гиперпереход через так называемый варп. Бортовые компьютеры в варпе не работают, так что приходится использовать людей-навигаторов, которые под влиянием варпа меняются, превращаясь в монстров, в точности как навигаторы КООАМ у Герберта. Вот в этом сеттинге вышло много разных игр — и компьютерных (не только стратегий), и настольных, и книг написано довольно много. Но, на этом, пожалуй, все — другие разработчики не решились открыто копипастить идеи Герберта, подкрепленные Лукасом и компанией. Идей для оригинальных сеттингов и так хватает.

Варп - это ад вселенной Warhammer, уродующий все, что в него попадает, но жить без него тамошний Империум не может. Зато красиво!
Варп - это ад вселенной Warhammer, уродующий все, что в него попадает, но жить без него тамошний Империум не может. Зато красиво!

В песках Арракиса скрывается на только спайс, черви и племена фременов. Если порыться поглубже, там можно найти будущее мировой фантастики — массу идей, подтекстов и деталей антуража, которые можно использовать и развить. Еще не факт, что эти идеи вычерпаны до дна. Да и сама сага не думает кончаться: сын автора Брайан Герберт в соавторстве с Кевином Андерсоном продолжает расширять мир, созданный отцом. Может, самое интересное еще впереди?