Найти тему
О модном теле

Корсет и политика. Где связь?

Корсет, как предмет туалета окружен флером манящей таинственности. Он как будто становится символом томной, покорной и манкой женственности. Но у медали есть ещё одна сторона - тугой корсет ограничивает движения и требует довольно значительных усилий по снятию и надеванию. В корсете сложно заниматься спортом, ходить на дальние расстояния и даже работать.

Суфражистка Хелен Хичкок в реформированном костюме, 1880 -е годы.
Суфражистка Хелен Хичкок в реформированном костюме, 1880 -е годы.

Женщины, которых не устраивал тесный мир гостиных и детских, занятия в кружках и беседы за чайным столом, хотели свободы тела и свободы самовыражения. Первой против корсета, как неудобного и ограничивающего свободу женщины белья, выступила Жорж Санд. Её жизненная и гражданская позиция, основанная на борьбе за имущественные и политические права женщин, не предполагала постоянного ношения корсета. Напротив, на многих фотографиях на ней мужские вещи. В 1838 году она писала: «У меня одна только страсть — идея равенства». А равенство предполагает уход от оценки человека только как эстетического объекта.

Но это были 1830-1850 годы, когда женское движение только зарождалось. С развитием вопроса о том, могут ли женщины иметь право голоса, получать высшее образование и работать, вопрос о корсете встал остро.

В Англии, Германии и США формируется целое направление борьбы с традиционными корсетами. Главной его идеей становится свобода тела, как свобода воли и жизни. Занятие политикой, борьбой за права, работой в конце-концов требовали новой одежды. По этой новой, незатянутой в жесткий корсет талии можно было узнать суфражистку.

Реформаторы одежды продвигали идею освобождения талии, или "лиф свободы", в качестве замены корсета. Лиф эмансипированной женщины представлял собой плотный жилет без рукавов, застегивающийся спереди, с рядами пуговиц вдоль низа, к которым можно было прикрепить нижние юбки. Важным было то, что вес платья разгружался на все тело, а не на талию, вокруг которой фиксировались многочисленны юбки и панталоны на завязках.

Женщина реформаторском корсете, 1892 год.
Женщина реформаторском корсете, 1892 год.

В 1873 году феминистка, писательница и реформаторка женской одежды Элизабет Уорд написала:

«Сожги корсеты!... Нет, и вы не спасаете китовые кости, вам больше никогда не понадобятся китовые кости. Разожгите костры из жестоких сталей, которые на протяжении многих лет сжимали грудную клетку и живот, и вздохните с облегчением, ибо ваше освобождение, уверяю вас, с этого момента началось.»

Фотография американского автора Элизабет Стюарт Фелпс  Уорд  (1844-1911). Из книги « После дней: мысли о будущей жизни» (Нью-Йорк: Харпер и братья, 1910).
Фотография американского автора Элизабет Стюарт Фелпс Уорд (1844-1911). Из книги « После дней: мысли о будущей жизни» (Нью-Йорк: Харпер и братья, 1910).

У нас нет данных, сколько женщин в Америке или в Европе носили эти «реформированные» лифы. Тем не менее, осталось немало фотографий сохранивших образы женщин в свободной эмансипированной одежде. Чаще всего эти женщины встречаются нам на фотографиях с митингов и демонстраций за права женщин. Свобода тела влечет за собой свободу духа. А свобода духа рождает потребность участвовать в общественной жизни. Для этого стоило вырваться из жестких рамок корсета.

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Больше лайков и перепостов - интересных больше статей!