Время чтения 4мин
Распространено мнение о том, какие новые навыки или умения понадобятся сегодняшним студентам в будущем. Но Ставрос Яннука считает, что в «переучивании» и «отучивании» очень много ценного.
Эти два слова составляют основные темы конференции этого года для Всемирного инновационного саммита по образованию (WISE), где Яннука является генеральным директором с 2012 года. WISE - это инициатива, поддержанная Катарским фондом, которая собирает исследователей, предпринимателей и политиков для обмена информацией и привлечения внимания к последним образовательным инновациям по всему миру.
«В сфере образования мы, естественно, много говорим и фокусируемся на том, что нам следует изучить. Мы также считаем, что важную роль в обучении играет отучение», - говорит он в интервью EdSurge.
Яннука, в прошлом исполнительный вице-декан Школы государственной политики им. Ли Куан Ю в Национальном университете Сингапура, считает, что подготовка студентов к завтрашнему дню требует оспаривания прошлых предположений и соглашений о том, как мы живем и учимся. Ниже приведены основные моменты разговора, слегка отредактированные для ясности. (EdSurge является информационным партнером Саммита WISE.)
Что вы имеете в виду, когда говорите, что мы должны переучить или отучиться от определенных навыков?
Яннука: Сегодня в обществе происходит множество потенциально разрушительных тенденций. Климатические изменения занимают первое место и находятся в центре нашего внимания, как и автоматизация и искусственный интеллект. Они могут потенциально кардинально изменить рабочее место, как с точки зрения вытеснения людей с работы, так и открытия новых возможностей и новых способов ведения дел.
Если мы собираемся процветать в этой новой среде, если мы будем в состоянии противостоять некоторым вызовам и использовать возможности, то образование играет центральную роль. Нам нужно многому научиться. Но мы также должны оспорить некоторые из наших предположений о том, как мы живем, как мы работаем, как мы взаимодействуем друг с другом. И это может потенциально вовлечь нас, чтобы отучиться от определенных вредных привычек или состояний сознания.
Давайте уточним. От каких вещей мы можем отучиться?
Я думаю, что мы считаем само собой разумеющимся, что у нас есть какая-то дешевая энергия, полученная из углеводородов, и мы не слишком много думаем о том, как мы используем эту энергию. Или мы все хотим большие дома. Большие машины. Это не значит, что нужно разбираться с потреблением, но у нас есть то, что я называю одноразовой экономикой, где мы постоянно хотим модернизироваться и получать новые вещи. Мы знаем, что это сильно загрязняет окружающую среду. Это способствует климатическому кризису, и это может существенно разрушить нашу цивилизацию.
Таким образом, отмена некоторых из этих привычек потребует образования и пересмотра наших ожиданий, и мы должны бросить вызов некоторым из этих предположений и научиться жить экономнее и скромнее.
Как насчет переучивания?
Я большой сторонник открытия радости чтения для удовольствия. И, к сожалению, это то, что находится в состоянии упадка во многих частях мира. Люди все меньше и меньше читают ради удовольствия и проводят слишком много времени, глядя на экраны.
Не поймите меня неправильно: я большой поклонник электронных книг, так что это не атака на технологии. Но я думаю, что открытие радости чтения для удовольствия важно, и исследования подтверждают это. Глубокое чтение является важным элементом для того, чтобы соединить наши мозги таким образом, чтобы мы могли постичь более глубокие концепции, мысли и идеи.
Однако мы теряем это, если постоянно фокусируемся на следующем твите или на следующем хите YouTube. И хотя получение информации в твитах или клипах размером с кусочек может быть очень приятным, на самом деле это не очень хороший способ связать мозг для глубокого размышления и рассуждений.
В связи с этим, что вы недавно читали?
Последняя книга Николаса Кристакиса «План: эволюционные истоки хорошего общества». Он убедительно доказывает, что эволюция предрасполагает нас к формированию хороших обществ, и ключевой характеристикой хорошего общества является то, что оно включает преподавание и обучение в свой инструментарий. И это уникальная особенность, которой обладают люди, поскольку мы проводим много времени, обучая и учась друг у друга.
Какие модели образования со всего мира особенно вдохновляют вас?
Есть хорошо известные случаи, такие как Финляндия, которая использует тематический подход к своей учебной программе, в отличие от традиционного подхода, основанного на академической дисциплине. Например, мы говорили об изменении климата ранее. Это может быть одной из тем, через которые вы узнаете о науке, экономике и географии. Вы можете исследовать вопросы справедливости, например, справедливо ли то, что богатые страны создали проблему, выбрасывая в атмосферу углерод в прошлом, теперь просят менее развитые страны, которые не внесли такого большого вклада, прекратить то, что они делают.
Поэтому вместо того, чтобы изучать географию, науку, историю и экономику отдельно, вы объединяете их вокруг этой темы.
Сингапур является еще одним популярным примером, прежде всего потому, что они также могут привлекать и удерживать очень хороших людей в профессии учителя. Они также используют уникальный подход в преподавании математики, основанный на проблемах. Вы не видите особого акцента на формулах в сингапурских учебниках по математике. Вместо этого вы видите упражнения, выраженные как повседневные проблемы. Очевидно, что вам нужно знать формулы, чтобы решить их. Но математика формулируется в форме решения реальных проблем, а не в абстрактных символах.
Как вы сказали, эти страны являются популярными образцами образования. На какую страну мы должны обращать больше внимания?
Нам нравится то, что происходит в Колумбии, где есть программа под названием Escuela Nueva. Страна смогла поднять уровень качества сельских школ до уровня городских школ, хотя сельским школам не хватало ресурсов, поскольку они находились в отдаленных районах, с небольшим населением и разделенными большими расстояниями.
Было трудно привлечь достаточно учителей в этих областях. Таким образом, они использовали технологии и переосмыслили роль учителя, чтобы они были больше фасилитаторами. Преподавателям был предоставлен доступ к хорошим материалам с помощью технологий, и они способствовали взаимному обучению среди учащихся. Таким образом, ученики, которые хорошо разбирались в каком-то конкретном предмете, могли бы помочь и в конечном итоге обучить тех, кто, возможно, был немного слабее. И это действительно помогло обеим группам, потому что нет лучшего способа научиться чему-либо, чем обучать этому.