Снегоборьба в истории и повседневной жизни Норильска и НПР является, без преувеличения, жизненно важной сферой деятельности. Увы, долгое время основным средством снегоборьбы и снегоочистки были заключенные с лопатами. Но прогресс не стоял на месте и в Норильске появились механизированные технические средства снегоочистки. Железнодорожные путеочистители и знаменитые щиты Потапова заслуживают отдельного рассказа, обычные трактора с отвалами (раздвигами) особо не интересны, а сейчас хотелось бы поговорить о снегоочистителях на автомобильном шасси, в разное время трудившихся в Норильске.
Фото 1950ых гг. Механизированная уборка снега.
Это снегопогрузчик 2С-3, выпускавшийся базе агрегатов автомобиля ЗИС-150 и предназначенный для погрузки снега в кузова автомобилей. Погрузчик может быть также использован для погрузки других сыпучих грузов (угля, торфа и т. п.). Народное прозвище - "сталинские руки"
Из техописания:
Двигатель, сцепление и коробка передач установлены в задней части погрузчика. Передний мост погрузчика ведущий. Он представляет собой задний мост автомобиля ЗИС-150, в главной передаче которого для изменения направления вращения колес поперечный вал и коробка дифференциала повернуты на 180 градусов относительно оси ведущей шестерни. Задний мост погрузчика управляемый.
На центральной поперечной оси погрузчика установлены лопата 4 (фиг. 756) погрузчика и стрела скребкового транспортера 2, подъем которых производится гидравлическими подъемниками. На лопате 4 смонтированы две загребающие лопатки 1, которые попеременно делают загребающие движения, подавая погружаемый материал на ленту транспортера. Перемещение лопаток 1 осуществляется дисками 3.
Ещё фото снегопогрузчика 2С-3
Однако те модели снегоочистителей, которые вполне годились для коммунальных служб городов "на материке", для условий Крайнего Севера оказались непригодны.
Итак, на сцену выходят шнеко-роторные снегоочистители, установленные на шасси полноприводных грузовых автомобилей. О трёх из них я сейчас постараюсь рассказать.
Это шнеко-роторный снегоочиститель Д-262 предназначается для очистки от снега взлетно-посадочных полос, дорожек и подъездных путей аэродромов, смонтирован на шасси автомобиля ЗиС-151 (без двигателя).
Из техописания:
Одним из основных преимуществ этой машины было применение шасси полноприводного автомобиля ЗИС-151 (6х6), позволявшего развивать тяговое усилие, необходимое для внедрения рабочего органа в слежавшийся снег. Однако главное отличие от роторных снегоочистителей, изготовлявшихся ранее, состояло в том, что привод ходовой части и рабочего органа выполнялся от одного двигателя, установленного за кабиной водителя (штатный мотор автомобиля демонтировался). Отбор мощности на ведущие колеса от 150-сильного дизеля 2Д-6, а также бесступенчатое изменение скорости перемещения были достигнуты путем ввода в трансмиссию специальной регулируемой турбомуфты.
Схема и фото Д-262
А теперь моё любимейшее фото с двумя(!) типами снегоочистителей разом! Размер фото заставляет меня просто рыдать:(
Головным идёт шнеко-роторный снегоочиститель Д-450 предназначенный для очистки от снега взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и подъездных путей аэродромов. Смонтирован на шасси автомобиля повышенной проходимости МАЗ-502. Специальное оборудование включает: рабочий орган, состоящий из корпуса, трех шнеков и ротора; подвеску рабочего органа; трансмиссию привода шнеков и ротора; рычаги управления. Силовым агрегатом для привода шнеко-роторной группы является двигатель 2Д-12 мощностью 300 л. с. Корпус рабочей части при помощи подвесной толкающей рамы соединен с шасси автомобиля. Установка рабочей части в транспортное и рабочее положения, а также поворот кожуха ротора производится при помощи гидравлической системы. Передвижение снегоочистителя осуществляется от основного двигателя автомобиля ЯАЗ-204В мощностью 130 л. с.
Кусочек описания и несколько картинок из технической литературы:
Мощный автомобильный шнекороторный снегоочиститель Д-450, смонтированный на шасси автомобиля МАЗ-502, показан на рис. 198. При движении снегоочистителя вперед снег, попадающий в корпус рабочих органов, захватывается тремя шнеками, которые подают его в расположенный сзади них ротор.
Рис. 198. Шнекороторный снегоочиститель
а - конструктивная схема; б - схема рабочего органа снегоочистителя
Поворотом направляющего патрубка относительно вертикальной оси можно изменять направление отбрасывания снега вправо или влево. Рабочее оборудование приводится в движение от специального двигателя 2-Д12 ГОМ мощностью 300 л. е., установленного в кузове машины. Редуктор привода рабочего оборудования укреплен на корпусе последнего и карданным валом связан с фланцем звездочки цепной передачи привода шнеков.
Теперь об идущем вслед за Д-450 флагмане и символе снегоочистки, шнеко-роторном Д-902 на шасси Урал-375.
Его характеристики впечатляют:
Д-902 построен по двухмоторной схеме: привод механизма передвижения осуществляется от двигателя базового автомобиля (180 л.с.), а привод оборудования - от дополнительного двигателя (400 л.с.), установленного за кабиной. Трансмиссия привода рабочего органа состоит из цилиндрического редуктора, соединённого с двигателем посредством пневмошинной муфты, системы карданных валов и раздаточного редуктора, от которого крутящий момент передаётся непосредственно ротору и через систему цепных передач - шнековому питателю. В трансмиссию ходовой части встроен ходоуменьшитель, позволяющий получить набор рабочих скоростей передвижения в диапазоне 0,334-6,74 км/ч.
В детстве неоднократно приходилось наблюдать их за работой, как правило, в связке с загружаемым КАМАЗом или Магирусом. Особой удачей считалось увидеть Д-902 работающим в режиме не снегопогрузчика, а снегоотбрасывателя - зрелище для ребёнка незабываемое.
Неизвестный снегоочиститель. Пробные испытания в Норильске. Похоже это BUCHER Rolba.
В постсоветские годы одно время довольно часто встречались фрезерно-роторные снегоочистители ДЭ-503-1 на базе трактора "Кировец" К-700А.
Ну а про современность норильской снегоборьбы пусть напишет кто-нибудь другой)))