Найти тему
КОРАБЛИ И СУДА

АВИАНОСЦЫ: прошлое, настоящее, будущее... Часть I

Оглавление

Здравствуйте, мои уважаемые читатели!

Рад снова видеть Вас на канале "Корабли и суда", и сегодня я хотел бы рассказать о наверное самых больших и сложных движущихся объектах, созданных когда-либо человечеством в военных целях - об авианосцах. Это один из самых молодых классов кораблей, однако и он уже может похвастаться боле чем 100-летней историей своего развития. Попробуем проследив этот путь понять, является ли современный авианосец "абсолютным оружием" (как утверждают его сторонники), "плавучей мишенью" (по мнению его противников), или лишь одним из инструментов, для решения каких либо специальных задач, и каковы его дальнейшие перспективы...

1. ПРЕДКИ АВИАНОСЦА

Шел 1849 год. Европа, еще окончательно не оправившись от эпохи Наполеоновских войн, вступила в период буржуазных революций и национально-освободительных движений. Не оставалась в стороне от этого процесса и Австро-Венгерская Империя, прозванная "лоскутной" из-за своего пестрого состава.

Карта Австро-Венгерской Империи, за 1855 год
Карта Австро-Венгерской Империи, за 1855 год

Воспользовавшись произошедшей в Вене революцией и начавшейся на территории Империи гражданской войной, провинция Венеция и Ломбардия объявили о своей независимости. Австрийские войска под командованием фельдмаршала Радецкого разбили восставших и осадили их столицу - Венецию.

Шла четвертая неделя осады города. Не смотря на подавляющее превосходство австрийских войск в артилерии и взорвашийся городской пороховой склад, осажденным уже удалось отбить 2 штурма, а также уничтожить австрийский морской десант, и командующему осадной армией фельдмаршалу Йоганну Йозефу Венцелю Антону Францу Карлу графу Радецки фон Радецу стало ясно, что окруженный водой и пронизанный каналами город взять будет не просто. Путаный рельеф, большие водные пространства, продуманная оборона венецианцев и отсутствие полноценного австрийского военного флота просто не позволяли разместить многочисленные осадные орудия так, чтобы они доставали до своих потенциальных целей. К тому же заканчивались снаряды. Нужно было или что-то придумать, или отступать....

Лейтенант австрийской артиллерии Франц фон Юхатик и фельдмаршал Йоганн Йозеф Венцель Антон Франц Карл граф Радецки фон Радец
Лейтенант австрийской артиллерии Франц фон Юхатик и фельдмаршал Йоганн Йозеф Венцель Антон Франц Карл граф Радецки фон Радец

И тут на помощь фельдмаршалу пришел лейтенант артиллерии Франц фон Юхатик, обратившись к нему с неожиданным предложением - раз из-за сложного рельефа местности невозможно поставить пушки на эффективную позицию, нужно попробовать доставить заряды в город при помощи воздушных шаров. К шару подвешивается бомба, а к ней нужно подобрать запал соответствующей длины, который в процессе своего догорания отсоединит бомбу от шара, и подорвет ее в момент падения. При этом масса чугунного снаряда начиненного порохом, который лейтенант предложил в качестве авиабомбы, была не малая - около 15 кг.

Так как в австрийской армии аэростаты имелись (для наблюдения), а устройство сброса заряда лейтенант обещал сделать в минимальные сроки из подручных материалов (практически бесплатно), то идея получила полное одобрение командующего...

Авиабомба образца 1849 года (Австрия)
Авиабомба образца 1849 года (Австрия)

Итак наступило 12 июня 1849 года, день на который было намечено испытание нового оружия. Все было подготовлено еще с ночи, и с первыми лучами солнца, два оснащенных первыми в мире авиационными бомбами аэростата поднялись в воздух и медленно поплыли в сторону городских укреплений. Но...! Тут над австрийцами посмеялась погода. Ветер вдруг резко переменился, и погнал летающую смерть в сторону осаждающей армии. Прогремели 2 взрыва. Особых жертв не было, но эффект....

Отказаться от своей идеи ни фельдмаршал, ни тем более лейтенант не могли. Решено было ждать подходящего направления ветра, но прошло 2 дня - ветер устойчиво дул с моря в сторону австрийских войск. И тода фельдмаршал принимает решение, ставшее в последствии судьбоносным: раз ветер дует со стороны моря, то и шары будут запущены оттуда, то есть со специально оборудованного судна...

Бомбардировка Венеции. Илюстрация из книги Les Merveilles de la Science Aerostats, 1865 год,
Бомбардировка Венеции. Илюстрация из книги Les Merveilles de la Science Aerostats, 1865 год,

В этот раз все получилось. 15 июня 1849 года специально переоборудованное судно "Вулкано", смогло осуществить запуск воздушных шаров, которые достигли цели, и хотя военного эффекта это не достигло, но эффект моральный был налицо, в городе возникла паника. В дальнейшем бомбардировки с воздуха были продолжены, общее число взорванных бомб по некоторым данным приблизилось к 200 единицам. Венеция все же смогла продержаться почти до конца августа, но после ее падения власть Австро-Венгрии была восстановлена во всем королевстве.

Таким образом 15 июня 1849 можно считать днем рождения нового класса боевых кораблей - аэростатоносцев, а пароход "Вулкано" - его зачинателем. Впрочем на тот момент времени в мире этого почти никто не заметил, да и сами австрийцы оценивали эффект от бомбардировок как весьма посредственный.

Неожиданная деталь: еще 25 марта 1849 года года российский император Николай I присвоил фельдмаршалу Радецкому чин генерала-фельдмаршала Российской Императорской Армии и назначил шефом Белорусского гусарского полка (такая тогда была широко распространенная практика), поэтому Радецкий изобрел "авианосец" уже находясь в этой должности...

2. АЭРОСТАТОНОСЦЫ ЗАВОЕВЫВАЮТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Поскольку особого эффекта от боевого применения новорожденного класса кораблей не заметили даже его создатели (не то, что остальные военные теоретики), то в дальнейшем долгое время подобных попыток никто не предпринимал, тем более что успех этого предприятия целиком зависел от направления ветра, а ветер - он непредсказуем...

Однако полностью идею не забросили, и аэростатоносцы нашли применение в качестве судов наблюдения и разведки. Наиболее широко известен стал пример их использования во время войны Конфедерации южных штатов Америки за независимость от САСШ 1861-1865 гг. Эта война, случившаяся в середине XIX века, вообще характерна внедрением огромного числа военных новинок. Достаточно вспоминть первый бой броненосцев, первая успешная атака надводного корабля подводной лодкой, и ряд других. В том числе в этот период отмечается и первое регулярное применение наблюдательных аэростатоносцев (правда пока еще на реке).

Тадеуш Собески Константин Лоу (1832-1913, США)
Тадеуш Собески Константин Лоу (1832-1913, США)

Изобретателем, конструктором и строителем первого американского наблюдательного аэростатоносца "George Washington Parke Custis" стал профессор Тадеуш Собески Константин Лоу - "Главный аэронавт в корпусе воздушных шаров Армии Севера" (так называлась должность, на которую его назначил президент САСШ Линкольн). Сегодня этот человек в США считается отцом военно-воздушной разведки.

Наблюдательный аэростатоносец "George Washington Parke Custis"
Наблюдательный аэростатоносец "George Washington Parke Custis"

Разумеется заново никто новый корабль строить не стал - просто взяли старую баржу, применявшуюся ранее для перевозки угля, поставили на нее оборудование для надувания воздушного шара и телеграфный аппарат (для связи с наблюдателем). Передвижение барже обеспечивал буксир.

Судно активно применялось по назначению во второй период Гражданской войны, его применение в целом оценивается как эффективное, в частности при осаде г. Ричмонд (отзвук этой истории нашел свое отражение в романе "Таинственный остров" Жюля Верна, созданом в 1874 году, где герои бегут из осажденного северянами Ричмонда именно на аэростате).

Последняя разведка военного воздушного шара на реке Джеймс, художник А.В. Уоррен,
Последняя разведка военного воздушного шара на реке Джеймс, художник А.В. Уоррен,

Дальнейшее развитие идея аэростатоносца получила уже в Европе, в годы франко-прусской войны 1870 года. После разгрома французской армии под Седаном и началом осады Парижа, единственным средством сообщения для французов оставались воздушные шары, базировавшиеся, в том числе и на стоящих на реке Сена судах.

Отправление воздушных шаров из осажденного Парижа.
Отправление воздушных шаров из осажденного Парижа.

Таким образом, почти за 40 лет, суда оснащенные летательными аппаратами легче воздуха - аэростатоносцы завоевали себе право на существование. Они еще мало напоминали тех гиганских монстров, которыми станут их потомки в XX веке, однако свое место в военных флотах конца XIX века они уже нашли. Их основным предназанчением стали наблюдение за силами (своими и противника) и разведка. При этом ограничивающими факторами являлись:

  • зависимость воздушного шара от направления ветра, в результате чего не получалось организовать их автономные действия;
  • малая мореходность таких судов (в качестве которых как правило использовались старые баржи, дебаркадеры и т.п.), в результате чего их действия ограничивались закрытыми фарватерами рек и озер.

Если с первой проблемой ничего нельзя было поделать без совершенствования самого летательного аппарата, то решение второй проблемы направшивалось само собой, в виде оснащения аэростатами крупных мореходных судов и даже военных кораблей, так как информация о противнике (да и о своих силах тоже) на войне является по словам одного из военачальников "товаром крайне дорогим и крайне скоропортящимся".

Разумеется это понимали и адмиралы всех военных флотов мира, поэтому следующим логическим шагом в развитии аэростатоносцев явился их выход из рек и озер в открытое море....

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....