Найти тему
КиноНытик

Кризис у режиссера, депрессия у актрисы: самый неоднозначный фильм Эльдара Рязанова

Не так давно публикация на Дзен-канале «КиноНытик» о творческих неудачах Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая и Георгия Данелии вызвала дискуссию в комментариях.

Чтобы не делить все на черное и белое, имеет смысл более подробно рассмотреть некоторые кинокартины упомянутых советских классиков. Пожалуй, самый необычным и диковинным стал в 1990-е годы фильм Рязанова «Предсказание». Съемки проходили в 1992 году.

В Эльдара Александровича в те годы был не только творческий кризис (он с трудом снял «Небеса обетованные), но и только что пережитая личная трагедия – умерла его вторая жена. Режиссер долго готовился к новому фильму, который позже стал первой картиной Рязанова, снятый не в СССР.

Краткий сюжет: пожилой писатель Горюнов встречает на вокзале цыганку, которая нагадала ему неожиданную встречу, любовь и смерть. Произойдет это в течение суток. Сразу после этого события начинают идти так, как нагадала женщина.

Вернувшись домой, Горюнов встречает себя в молодости, после чего влюбляется с молодую сотрудницу Сберкассы и обретает смысл жизни.

-2

Оценки: это необычный для Рязанова, немного депрессивный и мистический фильм Рязанова, который и сам находился в депрессии. Как оказалось, исполнительница главной роли - француженка Ирен Жакоб в тот момент тоже переживала личный и творческий кризис.

В фильме очень чувствуется дух того времени: разруха в стране и в головах, масса нерешенных проблем во времена Советского Союза: национальный вопрос, проблема оценки деятельности палачей сталинской эпохи, поиск национальной идеи, дикая рыночная экономика, преступность.

Одни зрители говорят, что все удачно вписано в фильм и проходит вторым фоном к главной сюжетной линии. Другие убеждены, что Эльдар Рязанов крайне неудачно намешал в фильме множество идей, большая часть которых – лишние здесь.

-3

Третьи говорят, что Андрей Соколов подобран удачно с точки зрения схожести с молодым Олегом Басилашвили (оба играют писатели Горюнова), но актер из него – никудышный.

Критики отмечают то, что фильм сложно причислить к определенному жанру. Позже часть из них сошлась во мнении, что это больше документ эпохи зарождающегося на обломках империи капитализма. На этом фоне люди продолжают жить, любить и страдать.

Соотношение личности и общества в разные эпохи – один из сильных моментов Рязанова. Вот только эпоха горькая, а художник был в депрессии.