или почему все не так просто
/время прочтения статьи 5 минут/
Что заставило меня сеть за пишущую машинку
Наблюдаю много лет одну и туже картину – все желают внедрять у себя прославенный KPI, но никто толком не осознает, что это, и зачастую тот, кто инициирует запуск этого процесса с трудом представляет с чем связывается. И никто не представляет ни как это выстроить ни последствий, к которым можно привести свою контору.
Последствия ожидаемые: небывалый рост эффективности.
Последствия, получаемые в реальности: смерть конторы или части подразделений.
Неожиданно, не так ли?
Об этом почему-то не пишут и не рассказывают на платных курсах менеджмента. Наверное, потому, что тогда никому не удастся так легко втюхать сей экспериментальный товар.
Мой опыт наблюдения за внедрением этой штуки скромный – 2 разных конторы. Одна полностью бюджетная вторая может зарабатывать деньги. Краем глаза довелось видеть еще одну полу бюджетную чужую контору, но там эксперимент с KPI тихо сошел на нет.
На эксперименты бюджетной конторы довелось любоваться с 2007 года.
На зарабатывающую контору смотрю второй год.
Пока обе конторы живы.
Бюджетная контора в ходе эксперимента разрушила часть своих подразделений. Это не плохо и не хорошо. Этот побочный эффект был закономерен.
Цели написания статьи
Попробую объяснить почему закономерен.
Попробую описать как можно делать и чего нельзя делать.
Напишу, что получилось и что не получилось и возможно даже почему не получилось.
Но сначала посмотрим, что думает по этой теме Википедия
Трактовка понятия KPI из Wikipedia:
W: «Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей»
В этой же статье Wikipedia сделана оговорка,
что перевод термина не верный.
Аха. А мужики то не знают.
По Wiki, слово «performance» технически - это «производительность, КПД» и осмысленным переводом термина KPI будет «ключевой показатель результата деятельности».
W: «в стандарте ISO 9000:2008. Он разделяет слово performance на два термина: результативность и эффективность. По стандарту, результативность — это степень достижения запланированных результатов (способность компании ориентироваться на результат), а эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами (способность компании к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определёнными требованиями – временем, затратами, степенью достижения цели)»
Зачем так много цитат из Wiki?
А чтобы вы их прочитали.
Запоминаем разницу
W: «результативность — это степень достижения запланированных результатов»
W: «эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами»
Грубо говоря, эффективность = прибыль деленная не затраты
Выполнение придуманных показателей не всегда влияет напрямую на соотношение прибыли к затратам. Это несколько разные фломастеры.
На что влияет
1. На сам факт существования конторы влияет.
2. И влияет на скорость протекания всех закладываемых в механизм оценивания процессов.
Забудем слово эффективность и далее продолжаем так:
Ключевой показатель результата деятельности
Доводилось встречать альтернативное название: «показатель результата деятельности». Видимо про привязку показателей к целям просто забыли.
Писать сокращенно буду KPI, коли все к нему привыкли.
Продолжение:
2. Почему умрет контора если внедрить KPI
3. Оценка деятельности индивидуальная
4. Эта статья
5. Алгоритмы оценивания для KPI. Ищем относительно пригодные (статья в другом канале)
Ставьте лайк, что бы видеть больше таких сообщений.
/длинновато выходит однако/