Представляя себе книгу в жанре фэнтези, в голове возникает пленительный образ мира, в котором много магии, волшебных существ, прекрасных принцесс и благородных воителей. Этот ассоциативный ряд укрепился в сознании читателей еще со времен Р.Р. Толкиена и его Средиземья.
Однако возвышенные идеалы высокого фэнтези постепенно стали уступать место желанию, как авторов, так и читателей увидеть больший реализм, жизненность и «низменность» в героях, сюжетах и мирах. Параллельно с этими стремлениями происходил рост интереса читательской общественности к мистике, готике и хоррору. Эти тенденции привели к тому, что авторы признали: Зло может победить даже в сказочном мире. Так и сформировалось новое ответвление в рамках жанра, получившее название «темное фэнтези».
Темное фэнтези – это фэнтези с элементами хоррора и готики. В нем нет мистической культуры и оккультной подоплеки, т.е. никаких оборотней, вампиров, сатанистов. А есть: герой, который не совсем герой, и мир, далекий от сказочных кущ.
За несколько десятилетий своего существования темное фэнтези разделилось на несколько ведущих направлений:
- традиционное фэнтези с «темным» оттенком; как пример – ранние книги цикла о Темном Эльфе Р. Сальваторе или произведения той же игровой вселенной из цикла «Воины паучьей королевы»;
- фэнтези, сочетающее в себе элементы мистики и ужасов; например, художественные произведения по игровой вселенной Равенлофт («Рыцарь черной розы», «Вампир туманов» и пр.).;
- фэнтези, написанное в особо «гнетущем» стиле; это наиболее широкое и популярное направление, поэтому большинство известных авторов жанра темное фэнтези работают по факту именно в нем.
Чтобы обеспечить эту самую особую «гнетущую» атмосферу, авторы наделяют свои произведения следующей темной триадой:
- сам мир, где разворачивается сюжет художественного произведения, суров и мрачен, его описание избыточно реалистично. Отсюда кровавые подробности смертей, отсылки к физиологичности человеческого организма, попытка передачи реалий исторического Средневековья во всей его непритязательности. Так, в своих книгах популярный сейчас автор жанра Д. Аберкромби не пропускает ни одной мерзкой подробности, в том числе, подчеркивая, что война, помимо скуки, состоит из «ужаса, от которого можно обосраться». Так, собственно, и поступают герои на страницах его книг.
- герой в такой книге – скорее антигерой: у него сомнительная система моральных ценностей, а в бэкграунде ни один десяток неблаговидных или откровенно жестоких поступков, ему несложно преступить законы как правовые, так и общечеловеческие; так, один из героев книжной серии Скотта Бэккера, вождь варварского племени Найюр урс Скиоата – обладатель самого богатого букета комплексов и фобий – был славен своей бесчеловечностью в набегах на соседей;
- в центре сюжета находится борьба «малого» Добра с «большим» Злом. Например, глобальный сюжет «Ведьмака» А. Сапковского начинается с внезапного и необъяснимого желания главного героя (убийцы монстров – ведьмака) Геральта помочь маленькой девочке.
Что же обуславливает популярность темного фэнтези?
Главным образом, реализм и жесткость, как повествования, так и его героев, резонирующие современному читателю, который живет отнюдь не в сказочном Средиземье. При этом отдельные авторы слишком буквально отражают «темноту» в своем фэнтези, используя грязные подробности в качестве самоцели, забывая о том, что это, вообще-то художественный прием.