Найти тему

Темное фэнтези: когда Зло победило

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Представляя себе книгу в жанре фэнтези, в голове возникает пленительный образ мира, в котором много магии, волшебных существ, прекрасных принцесс и благородных воителей. Этот ассоциативный ряд укрепился в сознании читателей еще со времен Р.Р. Толкиена и его Средиземья.

Однако возвышенные идеалы высокого фэнтези постепенно стали уступать место желанию, как авторов, так и читателей увидеть больший реализм, жизненность и «низменность» в героях, сюжетах и мирах. Параллельно с этими стремлениями происходил рост интереса читательской общественности к мистике, готике и хоррору. Эти тенденции привели к тому, что авторы признали: Зло может победить даже в сказочном мире. Так и сформировалось новое ответвление в рамках жанра, получившее название «темное фэнтези».

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Темное фэнтези – это фэнтези с элементами хоррора и готики. В нем нет мистической культуры и оккультной подоплеки, т.е. никаких оборотней, вампиров, сатанистов. А есть: герой, который не совсем герой, и мир, далекий от сказочных кущ.

За несколько десятилетий своего существования темное фэнтези разделилось на несколько ведущих направлений:

  • традиционное фэнтези с «темным» оттенком; как пример – ранние книги цикла о Темном Эльфе Р. Сальваторе или произведения той же игровой вселенной из цикла «Воины паучьей королевы»;
Цикл о Темном Эльфе Р. Сальваторе. Фото из открытого доступа
Цикл о Темном Эльфе Р. Сальваторе. Фото из открытого доступа
  • фэнтези, сочетающее в себе элементы мистики и ужасов; например, художественные произведения по игровой вселенной Равенлофт («Рыцарь черной розы», «Вампир туманов» и пр.).;
"Рыцарь черной розы" Джеймса Лаудера. Фото из открытого доступа
"Рыцарь черной розы" Джеймса Лаудера. Фото из открытого доступа
  • фэнтези, написанное в особо «гнетущем» стиле; это наиболее широкое и популярное направление, поэтому большинство известных авторов жанра темное фэнтези работают по факту именно в нем.

Чтобы обеспечить эту самую особую «гнетущую» атмосферу, авторы наделяют свои произведения следующей темной триадой:

  • сам мир, где разворачивается сюжет художественного произведения, суров и мрачен, его описание избыточно реалистично. Отсюда кровавые подробности смертей, отсылки к физиологичности человеческого организма, попытка передачи реалий исторического Средневековья во всей его непритязательности. Так, в своих книгах популярный сейчас автор жанра Д. Аберкромби не пропускает ни одной мерзкой подробности, в том числе, подчеркивая, что война, помимо скуки, состоит из «ужаса, от которого можно обосраться». Так, собственно, и поступают герои на страницах его книг.
Цикл "Земной круг" Дж. Аберкромби. Фото из открытого доступа
Цикл "Земной круг" Дж. Аберкромби. Фото из открытого доступа
  • герой в такой книге – скорее антигерой: у него сомнительная система моральных ценностей, а в бэкграунде ни один десяток неблаговидных или откровенно жестоких поступков, ему несложно преступить законы как правовые, так и общечеловеческие; так, один из героев книжной серии Скотта Бэккера, вождь варварского племени Найюр урс Скиоата – обладатель самого богатого букета комплексов и фобий – был славен своей бесчеловечностью в набегах на соседей;
Цикл "Второй апокалипсис" Р.С. Бэккера. Фото из открытого доступа
Цикл "Второй апокалипсис" Р.С. Бэккера. Фото из открытого доступа
  • в центре сюжета находится борьба «малого» Добра с «большим» Злом. Например, глобальный сюжет «Ведьмака» А. Сапковского начинается с внезапного и необъяснимого желания главного героя (убийцы монстров – ведьмака) Геральта помочь маленькой девочке.
Обложка книги "Последнее желание" из цикла "Ведьмак" А. Сапковского. Фото из открытого доступа
Обложка книги "Последнее желание" из цикла "Ведьмак" А. Сапковского. Фото из открытого доступа

Что же обуславливает популярность темного фэнтези?

Главным образом, реализм и жесткость, как повествования, так и его героев, резонирующие современному читателю, который живет отнюдь не в сказочном Средиземье. При этом отдельные авторы слишком буквально отражают «темноту» в своем фэнтези, используя грязные подробности в качестве самоцели, забывая о том, что это, вообще-то художественный прием.