В 1926 году Роберт Флаэрти - один из отцов кинодокументалистики - снял новый фильм “Моана южных морей”. После успеха “Нанука с севера” он решил отправиться в противоположную сторону и осветить жизнь самоанцев. Это не первая документалка в истории, но именно применительно к “Моане” впервые было использовано определение documentary в одной из рецензий. При этом киноведы отмечают, что Флаэрти все-таки снимал постановочные сцены, но они были типичны для жизни того или иного этнического сообщества.
Во многом это реконструкция образа жизни предков тех людей, которые снимались в “Моане”. В начале ХХ века самоанцы уже носили западную одежду и пользовались многими благами европейской цивилизации. Но представления о недавнем прошлом еще были достаточно живы. Поэтому здесь нужно поблагодарить Флаэрти за его реконструкцию. Он даже убедил девушек сниматься без верха одежды. Так что это достаточно эротическая лента.
Сегодня у нас есть возможность смотреть озвученную версию изначально немого кино. Дело в том, что спустя полвека после выпуска произведения Флаэрти его дочь Моника приехала на тот самый остров Савайи, где работал ее отец. И она записала все необходимые звуки: речь аборигенов, природные шумы и т. д. Это вам не раскрашивание старых лент в произвольном порядке, это труд, позволивший заметно осовременить выдающуюся работу пионера документалистики.
Мы видим разные эпизоды из жизни туземцев. Вот они ловят рыбу, вот охотятся на черепаху, вот мальчик лезет на пальму за ее плодами, а потом он выкуривает пальмового вора из-под камней. Женщина делает традиционную одежду из коры. На пленку запечатлены и приготовление пищи, и ритуальные танцы.
Кульминацией становится нанесение заглавному герою татуировки. У полинезийцев это был обряд инициации - только с наколкой юноша мог стать мужчиной. В общем-то в России это мнение разделяют уголовные элементы и их подражатели. Но для туземцев это в самом деле часть их оригинальной культуры. Ведь само слово “тату”, вошедшее во многие языки, полинезийского происхождения. Мы видим, как Моане вырисовывают орнамент - от поясницы и ниже. Парню больно, но соплеменники поддерживают его пляской.
В русской “Википедии” этому фильму посвящена глупейшая статья, автор которой, видимо, просто пользовался какими-то источниками, но не смотрел саму ленту. Там утверждается, что Моана это девушка. Возможно, автор даже не усомнился в этом, помня о диснеевском мультфильме “Моана”, заглавной героиней которого была девочка. Вероятно, создатели анимационного произведения и делали отсылку к творению Флаэрти. Но у того Моана, несомненно, юноша. Перепутать довольно сложно, а для особо недоверчивых есть подтверждающий титр, гласящий, что Моана является старшим братом одного мальчугана.
Это один из шедевров раннего периода кинематографа, заслуживающий того, чтобы его смотрели и сегодня. Отдельно отмечу качество монтажа: он достаточно динамичный, со сменой общих и крупных планов. В общем-то эта “древняя” лента мало чем уступает современным работам.